- Сам факт предоставления помощи Греции, и ее процедура построена по принципу последовательной причинно-следственной зависимости, или, образно говоря, домино. План греческого правительства, согласованный с так называемой «тройкой» - должен быть представлен на утверждение греческого парламента. Парламент должен принять план, проголосовав за него большинством голосов, тогда руководство ЕС на встрече Еврогруппы 3 июля одобрит предоставление Греции 8,7 млрд. евро, а МВФ только после этого выдаст Греции свою часть кредита в 3,3 млрд. евро. Обсуждение плана будет проходить в понедельник и во вторник, голосование намечено на среду, 29 июня. Итоги голосования, а следовательно, и всего этого процесса выглядят весьма неопределенными, хотя Папандреу и имеет формальное большинство в парламенте (155 мест из 300), но пока положение довольно шаткое, поскольку не все союзники греческого премьера заявили о своей безоговорочной поддержке плана. По идее, в такой сложной обстановке ожидания результатов, нервозность на рынке должна только увеличиться.
- Позитивный исход голосования в поддержку плана греческого правительства может очень серьезно подтолкнуть Евро вверх против доллара США и остальных валют, однако большинство комментаторов не рекомендует быкам впадать в эйфорию. Практически все считают, что рост должен быть не слишком сильным, фундаментально ограниченным и временным. Во-первых, так считают потому, что хотя бы теоретически имеется риск, что на каком-то этапе вся эта последовательная конструкция выделения «помощи» может рухнуть. Этот риск и поддерживает фундаментальную слабость Евро. С другой стороны, принятие плана и предоставление первого транша помощи не в полной мере решает финансовые проблемы Греции даже в краткосрочной перспективе. Ведь до конца августа Греция должна вернуть долги и заплатить проценты на общую сумму в 18,2 млрд. евро, а размер текущего транша помощи составляет 12 млрд. евро. В случае, если этот очередной транш кредита ЕС - МВФ будет получен, Греции потребуется где-то найти еще 6,2 млрд. евро, что в текущих условиях будет сделать весьма непросто.
- Возможно, самым главным аргументом в пользу фундаментальной слабости Евро большинством признается тот очевидный факт, что даже выделение помощи Греции в полном объеме не решает главных проблем Еврозоны, как экономического субъекта в области кредитно-финансового и экономического управления. Это особенно ярко проявилось во время текущего экономического и долгового кризиса. Опыт показал, что Еврозона при существующей системе управления не сможет выбраться из череды подобных долговых кризисов входящих в ее состав стран, и просто выделение этим странам денег проблемы не снимет, и вопросов не решит. Нужны кардинальные изменения всей системы управления общими финансами и экономикой Еврозоны, возможно, вплоть до создания единого Министерства финансов Еврозоны, которое и должно создать единые расширенные механизмы управления распределением налогов и управления общими европейскими активами. Без этого, вероятно, будет невозможно применить монетаристские механизмы и алгоритмы управления экономикой и финансами на уровне отдельных стран к управлению экономикой и финансами их Союза. Именно это можно считать главной и наиболее долгосрочной причиной фундаментальной слабости Евро.
- Также в пользу слабости Евро, по мнению большинства аналитиков, говорят определенные «технико-экономические» данные. Так, агентство Dow Jones Newswires обращает внимание своих читателей на резкое снижение в Чикаго объема открытых длинных позиций по фьючерсам на Евро/Доллар (до 16% против 40% в начале 2011 года). Против Евро свидетельствует и рост доходности облигаций целого ряда периферийных стран (в частности, Португалии), а также увеличение спреда между их доходностью и доходностью бумаг Германии и Франции.
- Против Евро могут оказаться даже некоторые экономические показатели, публикация которых состоится на этой неделе. В частности, ожидается, что данные по инфляции в Еврозоне за июнь не вырастут, а это может снизить давление на ЕЦБ в части дальнейшего повышения процентной ставки, что, в общем-то, практически пообещал Ж-К. Трише на своей пресс-конференции в начале июня. Более того, некоторые аналитики считают, что повышение процентной ставки ЕЦБ может не произойти в июне, поскольку, по их мнению для ужесточения кредитно-денежной политики в Еврозоне уже не осталось причин.
Мы считаем более вероятным в этом отношении, что ЕЦБ повысит ставки в июле, просто чтобы не разочаровывать ожидания участников рынка и не подрывать их доверия к словам и обещаниям ЕЦБ, но дальнейшего повышения ставок к концу года уже не будет. Тогда вполне вероятно, что повышение ставок в июле может не оказать большого воздействия на Евро именно в связи с опасениями по поводу дефолта по греческим долгам. И вообще, у многих рыночных экспертов складывается впечатление, что Евро упадет независимо от того, как пройдет голосование парламента Греции в среду, и что решат по поводу выдачи Греции кредита ЕС - МВФ.
Но при всей справедливости всего сказанного выше о фундаментальной слабости Евро, в понедельник эта валюта резко выросла против всех своих контрагентов. Евро просто взял, и вырос, не обращая внимания ни на какие фундаментальные факторы, идеи и соображения. Теперь рыночные аналитики, комментаторы, обозреватели, и прочие гуру должны будут придумать обоснования этого роста. Можно, конечно, просто сослаться на весьма распространенную тактику рынка – специально поднимать цены перед большим падением, но дело, на мой взгляд, не только в этом. Нельзя рассматривать только слабости Евро в отрыве от положения и состояния других финансовых инструментов, в частности, от других мировых валют, в частности, от американского доллара и японской Йены.
Если говорить об американском долларе, то у него достаточно своих проблем, которые не позволяют ему в полной мере воспользоваться тактическим преимуществом для роста. По крайней мере, роста против Евро, раз уж все считают, что Евро фундаментально слаб. Речь идет о продолжающейся слабости в экономической отчетности, отражающей значительное замедление экономического роста в США, а также, нерешенность проблемы порога обслуживания огромного американского внешнего долга на уровне Конгресса. Вокруг этого вопроса идет нешуточная внутриполитическая борьба в самих США, и этим пользуются международные рейтинговые агентства, угрожающие снизить наивысший в мире американский рейтинг до каких-то неприличных уровней. И сейчас эта «рейтинговая» нагрузка является основной видимой причиной слабости доллара, хотя, скорее всего, мало, кто верит в потенциальную неразрешимость этого вопроса, ведь это, по сути, будет признано техническим дефолтом США, и именно по этой причине недопустимо для политиков всего мира. Ведь реальному политическому истеблишменту всего развитого мира, и примкнувшим к нему правящим элитам развивающихся стран, никак нельзя допустить ни дефолтов на уровне стран, ни даже дефолтов крупных финансовых институтов международного уровня. Желательно не допустить и дефолтов крупных банков внутри Европы, США и Британии. Вряд ли кто-то из действующих политиков, как находящихся у власти, так и стремящихся к ней, хотел бы повторения кредитного и дефляционного шока типа того, что случился в 2008 году – по их представлениям этого во второй раз не переживёт никто!