Вся эта драматургия игры на слухах помогла, однако Евро подняться против американского Доллара весьма значительно, в противовес влиянию таких неоспоримых фактов, как снижение суверенных рейтингов большинства стран Еврозоны, но главное – одного из ее столпов – Франции. Большую роль в том, что «знамени» Еврозоны, Евро, не дали упасть, сыграли и слухи о том, что проблема Греции будет вот-вот решена. На всех уровнях подчеркивалось, что для властей Еврозоны важнейшей задачей является сейчас выработка второго пакета спасения Греции от дефолта, который должен включать реструктуризацию ее долга частными инвесторами на добровольных началах. И надо сказать, что эти «добровольные начала» весьма активно выжимаются из частных инвесторов именно властями Еврозоны, а даже не греческим правительством, которое уже не раз приходило к договоренностям с кредиторами, но эти договоренности не устраивали чиновников Еврозоны. По сути это понятно, и объясняется тем, что платить греки все равно будут из кредитов той же Еврозоны, но ведь отдавать эти кредиты придется, в конце концов, все-таки грекам, поэтому, возможно, было бы продуктивнее на чем-то уже остановиться. Но тогда появятся факты, а на фактах рынки сами знаете, что делают.
Вот и на Форуме в Давосе многие европейские лидеры воспользовались возможностью выступить с весьма значимой трибуны. По поводу Греции все, и О. Ренн из Еврокомиссии, и В. Шойбле, министр финансов Германии, и сами греки, все высказали мнение, что Греция избежит дефолта и останется в Еврозоне. Глава ЕЦБ Марио Драги, выступая в Давосе, сказав, что Еврозона уже «немало предприняла для борьбы с кризисом и ей удалось избежать кошмара на рынке кредитования», вообще высказал мнение о том, что сейчас инвесторы во многом переоценивают риски суверенных долгов стран Еврозоны. Он этого не уточнял, но, возможно, имел в виду и Грецию тоже.
А глава МВФ Кристин Лагард в ходе своего выступления в Давосе сказала, что страны, у которых есть «запас прочности», хоть таковых и немного, должны активно помогать терпящим бедствие соседям по Еврозоне. Наверное, Лагард имела в виду, прежде всего Германию, одну из сильнейших экономик Европы. Но при этом она не сказала, как, по ее мнению, одна страна может помогать стимулировать экономический рост другого государства. И зачем ей, этой стране, это нужно делать, и как объяснить своему населению, что ему нужно платить за других. Когда-то такую помощь ради идеи оказывал СССР, но он развалился, и во многом, из-за этого тоже.
Другие мнения в Давосе были высказаны англичанами в лице министра финансов Дж. Осборна, и, как ни странно, немецким канцлером А. Меркель. Осборн с одной стороны заявил, что: «Не будет дополнительного увеличения средств МВФ со стороны других стран G20, включая Великобританию, пока мы не увидим там их (европейских) денег». С другой стороны, он сказал, что Еврозона должна значительно усилить институты, предназначенные для спасения европейских стран от кризиса, в том числе, увеличить их денежные объемы. Многим, наверное, интересно, как это можно сделать с точки зрения Великобритании, которая все больше отходит от внешних проявлений европейского единства.
А. Меркель сделала в Давосе достаточно неожиданные для нее заявления, прежде всего, о нежелании Германии расширять свое участие в Европейском механизме финансовой стабильности (ESM), который должен быть запущен уже в этом году с объемом в 500 миллиардов евро. Кроме того, Меркель предупредила о том, что роль Германии в спасении проблемных стран Еврозоны уже сейчас очень велика, настолько, что ее экономика и финансы могут оказаться перегруженными европейскими проблемами, и это следует иметь в виду, поскольку эта ее «перегрузка» может сказаться на всей Европе.
Мнение о том, что Европе следует проявить значительно больше усилий, иначе богатые развивающиеся страны, такие как Китай, так уж сильно захотят вложить больше денег в МВФ, высказал в Давосе министр экономики Японии М. Фурукава. Добавим, что это тем более похоже на правду, если учесть, что Европа не пошла на уступки Китаю в сроках проведения этого Форума, которые совпали с празднованием Нового года по восточному календарю.
Известные частные лица, экономисты и финансисты, такие, как Н. Рубини и Дж. Сорос, в своих прогнозах и рекомендациях в Давосе были, в основном, весьма скептически настроены по поводу будущего мировой экономики, и Европы в частности. Общее мнение в отношении спасения Еврозоны и Евро, как единой валюты таково, что без значительного и быстрого удешевления Евро эту проблему не решить. Понятно, что ничего другого эти апологеты существующей парадигмы свободного рынка сказать и не могли. Ведь только «затягиванием поясов», но котором, в основном, настаивает руководство Евросоюза, действительно ничего не решить. Более важно дать экономикам этих стран, как всей мировой экономике в целом, возможность и стимул расти, а сокращение бюджетов и повышение налогов будет только тормозить рост и ухудшать и без того плохую ситуацию.