По иронии судьбы термин «больной человек Европы», применённый в середине 19 века по отношению к Османской империи и приписываемый российскому императору Николаю I, сегодня прочно закрепился за Грецией.
- Эльконд Либман Foto: ДВ Передовица
Терпение международных кредиторов Греции лопнуло в конце минувшей недели, когда леворадикальное греческое правительство решило вновь прибегнуть к тактике затягивания и шантажа, представив в ответ на их компромиссное предложение свой очередной контрплан.
Получив на сей раз отказ, премьер-министр Алексис Ципрас заявил о проведении референдума и призвал народ отвергнуть предложения кредиторов. Игра в шантаж, похоже, сменилась игрой ва-банк, что, конечно, может означать то же самое – затягивание процесса и ставку на страхи ЕС, что выход Греции из еврозоны вызовет некую цепную реакцию.
Но смело играть ва-банк можно будучи уверенным в победе. Видимо, это межеумочное положение правительства и вынудило его переложить ответственность на народ. При любом исходе как референдума, так и последствий принятия или непринятия требований кредиторов можно будет сказать: «Вы же сами этого захотели». Есть, разумеется, опасность оказаться не у власти. Поэтому без конца разыгрывать спектакль неперспективно.
Кстати, о требованиях. Главным камнем преткновения стала, в частности, пенсионная реформа. Но громко и публично заявляя о том, что он не допустит урезания пенсий и доведения пенсионеров до нищеты, Ципрас, как и положено, что левым, что правым популистам, лгал. Этого никто от Греции не требовал – речь шла об увеличении пенсионного возраста и о том, чтобы разобраться с распространёнными там т.н. льготными пенсиями. Не проявляло левое правительство и интереса к реформе госаппарата, что понятно.
Рассчитывать греческому правительству в общем-то больше не на кого – альтернативных кредиторов ему не найти. Понятно, что раздоры в европейском доме по душе кремлёвским политикам, но рассчитывать на Россию, как на спасителя, наивно – у неё нет ни возможности, ни, впрочем, и большого желания «выкупать» Грецию. Участвовать в инвестиционных проектах типа газопровода – да, но не более. О чём недвусмысленно сказал министр экономразвития РФ Алексей Улюкаев.
Даже возможное (хотя непонятно, как) открытие российского рынка для греческой сельхозпродукции положения не спасет, поскольку Россия отнюдь не главная страна греческого сельскохозяйственного экспорта. Для России это вопрос политики, а не помощи Греции. Так что лечение «больного человека» в руках прежде всего европейских лекарей и, разумеется, самого пациента, который должен для этого выполнять предписания врачей. Если ещё не поздно.
Похожие статьи
Международный валютный фонд официально подтвердил, что Греция не выплатила в срок €1,6 млрд. Просроченный платеж в МВФ эквивалентен дефолту, который станет первым в истории среди стран с развитой экономикой.
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.