Одна из российских газет написала статью об
экономических изменениях в жизни жителей столиц бывших республик
СССР.
Говорят, что в советские времена в Прибалтику приезжали как на экскурсию в Европу. Тут все было не так, как, например, в Москве. Маленькие чистенькие улочки, вежливые люди, вкусные продукты и непривычное обслуживание в общепите. Сейчас те, кто приезжает в Эстонию, попадают в настоящую Европу. По крайней мере, в страну, которая является членом Евросоюза.
Те, кто помнят Таллинн советским, и те, кто видит его европейским, уверенно говорят: город очень сильно изменился.
Особенно это заметно в центре. Надо отдать должное эстонцам: Старый город с его Ратушной площадью остался практически нетронутым. В центре города появились новые магазины и торговые центры в несколько этажей. Но все они расположены в старых зданиях, и владельцы обязаны всеми силами сохранять исторический облик.
Статья продолжается после рекламы
Несколько лет назад на главной улице Старого Города — Виру — решили построить современный торговый комплекс. Споров было огромное количество. В итоге сошлись на том, что новое здание должно идеально вписываться в общую картину. Задумка была хорошей, исполнение — так себе. В итоге на улице Виру появилась домина нелепого вида. Много стекла и дерева, а не бетона, как это модно сегодня.
Деловая же часть Таллинна меняется каждый год. Появились небоскребы, мегасупермаркеты, гостиницы. Строительство не прекращается ни на день. Такого количества “зданий для бюро” в эстонской столице никогда не было. Строительство торговых площадей значительно опережает строительство жилья. За время с момента восстановления независимости не появилось ни одного нового микрорайона. Хотя это можно объяснить тем, что Таллинн не такой уж и большой город — всего-то около 400 тыс. человек.
С чем в столице Эстонии напряженка, так это с дорогами. Возросшие доходы населения, а также обилие банковских услуг по части кредитования населения привели к тому, что автомобилей стало настолько много, что все они уже не помещаются на маленьких и не готовых к такому наплыву авто дорогах. Пробки стали нормальным явлением. Кроме того, благодаря ежегодной и внушительной помощи ЕС, в Таллинне каждое лето начинают грандиозный ремонт или реконструкцию существующих магистралей. В итоге пробки на время ремонта становятся еще больше.
Транспорт
Хотя все познается в сравнении. Если для москвичей солидная пробка — это та, в которой простоял пару часов, то для жителей Таллинна это время измеряется минутами. “Полчаса ехал по центру!” или “Вместо 20 минут доехал из одного конца города в другой за час!” — такие фразы можно услышать от эстонских водителей. Кстати, в отличие от дорог, которые меняются медленно, автопарк столицы сменился довольно быстро. “Лад” и “Москвичей” тут уже не увидишь. Исключительно иномарки. Причем не самые старые. Нет тут и знаменитых автобусов “Икарус” — их заменили новенькие Scania, местной, тартуской сборки.
О транспортной системе Таллинна стоит сказать отдельно. Обыкновенные бумажные проездные тут уже не в почете. Уже три года, как столица Эстонии перешла на так называемый e-pilet — электронный билет.
В Эстонии самым главным документом является вовсе не паспорт (он только рейсовый документ), а ИД-карта — пластиковая карточка с чипом, на который записана вся информация о человеке. Бумажные билеты предназначены для гостей города или для тех нерадивых жителей, у которых до сих пор нет ИД-карты. Злые языки уверяют, что власти вводом электронного билета попыталась хоть как-то оправдать введение в обращение самих ИД-карт, которые по большому счету оказались ненужными. Тем не менее, к такой системе уже привыкли.
Жилье
Горячие новости
Над главным героем нависло уголовное подозрение
Статья продолжается после рекламы
Примерно четыре года назад в Таллинне начался покупательский бум. Банки начали выдавать кредиты на выгодных условиях. Причем каждый банк старался перещеголять конкурентов. Дошло до того, что купить квартиру стало возможным при минимальных доходах. Естественно, это тут же отразилось на цене за квадратный метр. В итоге сегодня один “квадрат” на первичном рынке. Еще одно существенное отличие от московских новостроек: ни одному эстонцу в голову не придет купить квартиру без отделки!
Что касается вторичного рынка недвижимости, то в последнее время квартиры начали немного дешеветь. Слишком много желающих продать старое жилье с прицелом на лучшие условия.
Работа
Поход в эстонские магазины в последнее время стал пыткой. Обычной стала картина: огромные очереди в кассы. Народ стоит злой, недовольный. Все возмущаются: почему из 20 касс работают только пять? Дело вовсе не в том, что все кассиры бездельники, — их просто не хватает. В каждом магазине висит объявление: примем на работу кассиров. Эстонцы идти на эти должности не хотят: слишком мало платят. А русских не всех берут: языковая инспекция не дает. Если нет достаточного знания эстонского языка, то не быть тебе кассиром.
Ощущается нехватка рабочих рук и на самом крупном на сегодняшний день предприятии Таллинна — заводе “Элкотек”. Тут собирают различную технику и комплектующие к электронным приборам. Эстонцы и сюда не хотят идти, а русские приходят, но быстро уходят: работа очень тяжелая.
Парадокс: при острой нехватке рабочей силы в Эстонии 5,3% жителей — безработные.
Объясняется это вовсе не тем, что русских не берут на работу, а отсутствием специалистов.Представители титульной нации стремятся стать руководителями среднего звена. Русский с паспортом эстонского гражданина может рассчитывать на приличную работу в фирме. На госслужбе он карьеры не сделает. Самые одаренные пробиваются лишь до советника министра. Все же самые ответственные посты принадлежат эстонцам. Нет ни одного министра-неэстонца.
Бизнес
Статья продолжается после рекламы
Таллинн процветает за счет туризма. Особенно популярна столица Эстонии у финнов. Дорога от Хельсинки до Таллинна занимает всего пару часов. А алкоголь в Эстонии стоит в несколько раз дешевле. Вот и приезжают по субботам финны, которых в Таллине иначе как “лосями” и не называют, оттянуться на выходные. Вечером в субботу в Старом городе слышна исключительно пьяная финская речь.
После финнов на втором месте туристического списка стоят россияне. Русские приезжают туда в основном на праздники. Под Новый год мест в гостиницах нет: русские занимают все. Но туризм — все же не главная статья доходов. “Транзит” — волшебное слово. Еще с советских времен тут остался прекрасный грузовой порт, которым пользуются по сей день.
Транзитные деньги льются бальзамом на бюджет Эстонии. Кстати, по некоторым слухам (громко об этом предпочитают не говорить), транзитный бизнес в Эстонии принадлежит российским бизнесменам. Так что никакого “экономического давления” со стороны России ждать не приходится — самим невыгодно, пишет mk.ru
Похожие статьи
До послеобеденного времени 20 июня у частных инвесторов еще есть возможность принять участие в публичном размещении облигаций Summus Capital. Summus Capital – одна из наиболее быстро развивающихся компаний в сфере инвестиций в недвижимость в странах Балтии и Польше. Это одно из крупнейших облигационных размещений последних лет в Балтийском регионе и одновременно первый случай, когда облигации Summus доступны для подписки частным инвесторам в Эстонии, Латвии и Литве.