В Эстонии сегодня, 12 декабря, вступили в
силу новые требования Закона о защите прав потребителя. Суть их в том, что
отныне запрещаются нечестные приёмы торговли, как товарами, так и любыми
услугами.
На такое законодательное новшество любой торговец поспешит заявить, что он всегда торговал только по-честному. Возможно, и так, однако теперь, прежде чем клясться в непорочности, руководителю следует оценить торговые приёмы фирмы, исходя не из традиционных представлений, а с точки зрения совершенно иных понятий, введённых новым законом.
Разница в том, что если до сих пор, для того чтобы называться честным торговцем, вполне достаточно было не обсчитывать и не обвешивать покупателей, то теперь этого мало. Планка, с которой начинается честная торговля, переместилась вверх, и отныне многие методы продаж, которые ещё вчера считались образцом маркетинговой напористости, сегодня оказались ниже уровня дозволенного законом. Так, сетевой маркетинг из авангардных видов продвижения продукции перешёл в незаконные.
Естественно, возникает вопрос, что такое вообще нечестный торговый приём? Общая дефиниция такова: любая уловка продавца, в результате которой клиент “повёлся” и совершил, или мог совершить, т.н. стихийную покупку.
При столь широкой постановке вопроса “пришить” фирме применение методов нечестной торговли стало проще, а потому руководителям предприятий следует срочно сверить методы работы фирмы с длинным перечнем приёмов, которые отныне классифицируются как методы нечестной торговли, и внести соответствующие коррективы в маркетинговую политику фирмы. Короче, - не подставляться. Так, навязчивое увещевание по телефону, факсу или электронной почте отнесено к методам агрессивной торговли, то есть наказуемо. Так что, если работник фирмы позвонил кому-то с предложением услуг, а оттуда ответили, что просим нас больше не беспокоить, то лучше в самом деле больше не беспокоить, ибо следующий звонок может быть расценен как маркетинговая агрессия. Сказанное в полной мере относится не только к торговле, но и ко всем другим видам услуг: транспорту, сервису, ремонту, страхованию и пр.
Теперь придётся более продуманно относиться к проведению кампаний активных продаж, с посулами всевозможных призов, выигрышей и прочих благ. Так, если фирма обещала выдавать призы в течение недели, а они закончились через три дня, то отныне это наказуемое законом введение потребителя в заблуждение.
Что касается потребителя, то его новый закон должен порадовать. Хотя бы тем, что он воплощает директиву, обязательную для всего ЕС, а потому, совершая покупку в любой евросоюзной стране, теперь нет необходимости вникать в её законодательство - там порядок защиты потребителя точно такой же, как у нас.
Защита потребителя касается и методов подачи сведений о товаре. Даже в том случае, если они верны, но представлены таким образом, что склоняют потребителя принять решение о покупке, которое он, не будучи подвергнутым информационному искушению, не принял бы, является нарушением прав покупателя. Более того, продавца можно притянуть к ответу не только за неправильные действия, но и за бездействие. Например, если он не проинформировал покупателя об особенностях приобретаемого товара.
Нечестным приёмом стала и постановка потребителя в ситуацию, при котором он вынужден совершить покупку.
Парадоксальным образом именно в таком положении оказываются сегодня как торговцы, так и потребители. Закон вводит неведомые ранее определения и запреты. Однако разъяснений о том, что кроется за такими формулами, как “средний потребитель” или “соблазняющая продажа”, никто не даёт. Зато уже проводятся семинары, на которых специалисты Минэкономики и Департамента защиты прав потребителя за не очень скромную плату помогут понять новый закон.
Желающим быть законопослушными не остаётся иного выхода, кроме как покупать знания о законе. О том самом, который запрещает принуждать к покупке.
Похожие статьи
Все более сложные кибератаки заставляют предпринимателей задуматься, достаточно ли имеющихся у них мер кибербезопасности и что еще необходимо предпринять для скорейшего восстановления работоспособности систем в случае инцидента.