По словам Николаева, недавнее постановление правительства о повышении акциза на газ затрагивает только внутренний рынок Эстонии. «Многие эстонские политики заявляют, что повышение акциза на газ повлияет как-то на Россию, а тем более избавит Эстонию от зависимости от российского газа – это всё неправда. Недавнее постановление правительства о повышении акцизов на газ и алкоголь направлено на заполнение бюджета и только. В целом, наше предприятие это повышение коснётся только опосредственно. Естественно, что с повышением цен на электроэнергию и акциза на газ, стоимость нашей продукции будет также расти», - объясняет руководитель Nitrofert.
В Эстонии есть всего два предприятия, экспортирующих газ (есть лизенции на продажу - ред.) это Nitrofert и Eesti Gaas. «Мы берём газ для минеральных удобрений, для химической переработки, поэтому мы не продаём газ, а берём исключительно в целях обработки. Поэтому, согласно Директиве Евросоюза, газ, используемый в этих целях, не должен облагаться акцизом. Если же Nitrofert вздумает производить и продавать тепло- или электроэнергию или кому-то газ продавать, то, естественно, на такой газ распространяется акциз, но у завода пока в планах этого нет», - рассказывает Николаев.
Алексей Николаев привёл пример: «Мы, например, берём энергию от Viru Keemia Grupp, и употребляем природный газ для своих нужд. Газ этот, естественно, подорожает за счёт внедрения газового акциза, и для нас отпускная цена опара также повысится. Есть такое предприятие Rakke, которое занимается производством извести. Для производства этого сырья применяется и потребляется природный газ, цена которого стремительно растёт, акциз на газ повышается, в таком случае цена извести для завода Nitrofert также увеличивается. Вспомним, что цена на газ уже неоднократно увеличивалась в течение года. Если с фирмой Rakke мы согласовывали цену на год, потом на полгода, а потом на квартал, то сейчас (у Rakke и Eesti Gaas заключен между собой договор о сотрудничестве – ред.) они пересматривают цену на известь уже ежемесячно. Газ дорожает, стоимость извести растёт, следовательно, Nitrofert постоянно пересматривает свои цены».
Будет ли предприятие в связи с ростом акциза оптимизировать свои расходы – сокращать работников или зарплаты ?
«Нет, мы ни в коем случае не будем сокращать работников и понижать зарплаты. У нас на заводе и так доходы рабочих низкие, мы всё стремимся догнать среднюю зарплату по стране, но никак не поспеваем за её ростом. Поэтому нам ни в коем случае нельзя сокращать зарплаты», - пояснил Николаев. Работники завода получают зарплату в размере 12 000 крон. Напомним, что согласно последним данным Департамента статистики, средняя брутто-зарплата во втором квартале 2008 года составила 13 306 крон.
Сегодня, по словам Николаева, себестоимость продукции еще позволяет работать без убытков, но цены на мировом рынке постоянно меняются. «Даже если цены на минеральные удобрения будут благоприятными, то удорожание электроэнергии и газа напрямую и опосредованно все равно значительно повлияют на себестоимость продукции завода», - сказал Николаев.
Останется ли объём экспортируемой продукции завода Nitrofert на прежнем уровне или как-то изменится на фоне всеобщего падения спроса? «Спрос на внутреннем рынке у нас всего 10%. Это не изменилось. Остальные 90% продукции нашего завода идут на экспорт – Англия, Франция, Бельгия, Бразилия, США. Мы не экспортируем в Россию и Юго-Восточную Азию», - отметил Николаев.
Насколько стремительно будут расти цены на газ? «Это зависит от того, у кого и на сколько хватит совести. Если нет выбора и конкуренции, то очень трудно спорить. Kunda Nordic Tsement, например, получает от оборота почти 50% чистой прибыли, все эти средства естественно идут в Финляндию, а расплачиваемся мы».