В нынешнем экономическом кризисе Эстония на
фоне других европейских государств не видится в сколь-нибудь худшем свете,
заверил вице-президент Еврокомиссии Сийм Каллас, пишет "Северное побережье".
19 и 20 марта пройдет заседание Европейского совета, где обсудят на высшем уровне вопросы, связанные с финансово-экономическим кризисом. Какие шаги планируются для смягчения кризиса?
19 и 20 марта состоится плановая встреча на высшем уровне. В воскресенье прошла еще одна внеочередная встреча в ???? ??????: ??????? ??????????? ?? ??????верхах, куда пригласили, чтобы показать: люди обсуждают дело.
Говорят, будто между новыми и старыми странами-членами существует острое противостояние, но такого противостояния нет. Также этот пакет помощи попавшим в беду государствам Восточной Европы свидетельствует об известном чувстве единой принадлежности (ЕС предлагает восточным европейцам при необходимости дополнительную помощь для решения проблем ликвидности; о помощи из казны ЕС уже попросили Венгрия и Латвия. - Ред.).
Конечно, противоречий при обсуждении темы кризиса в Евросоюзе предостаточно. Относительно того, что именно сделать и в каком направлении разумнее двигаться, ведется много споров. Нынешний экономический кризис - относительно небывалое дело: кризиса такой структуры и масштаба не было с 30-х годов минувшего века, поэтому предсказывать дальнейший ход событий довольно сложно.
Что оказалось под самым большим ударом?
Крупнейшая проблема Европы - автомобилестроительная промышленность, являющаяся самой масштабной сферой Евросоюза. 30 процентов европейской промышленности связано с автомобилестроением. Бесспорно, Европа - самый развитый регион автомобилестроения, что означает: европейские автомобили - технически, технологически и инновационно самые развитые, но их производится слишком много. И довольно точно, что производство автомобилей снижается, и его необходимо реорганизовать. Но как и кто окажется победителем, а кто - проигравшим, относительно этого сейчас крайне разные представления.
К примеру, проблема с "Opel" - это старейший германский автоконцерн, но принадлежит теперь "General Motors". Сейчас обсуждается, не надо ли выкупить "Opel". Но корпорации "General Motors" принадлежит еще и "Saab", а все это на самом деле - люди и еще огромное количество связанных с ними людей. В то же время положение французской автомобильной промышленности заметно сложнее, отсюда и призывы тамошнего правительства, что производство надо привести из Восточной Европы.
Как утверждается, восточно-европейские автопроизводства, которые построены частными фирмами Франции и Германии, относительно успешны и эффективны. Проблема, скорее, в старых странах-членах, где располагаются филиалы других автофирм, - Великобритании, Испании и Бельгии. Конечно, когда начинают что-либо сокращать, то начинают пересматривать дело в этих регионах. Правда, о чем не говорят, что на этих предприятиях также не самая лучшая в мире эффективность производства.
Несколько лет назад шла речь о строительстве завода BMW в Эстонии, причем в качестве одного из возможных мест предлагали Силламяэ. Так, это к счастью, что такой крупный завод не пришел в Эстонию?
Разговор о приходе завода BMW был, по моему мнению, немножко мифом. Загвоздка в том, что автозавод - один из гигантов автопромышленности, и я не верю, чтобы в масштабах Эстонии такое было бы реально. Я был тогда министром финансов и даже встречался по этой теме с одним господином, но, по моему мнению, это не слишком серьезно воспринималось. Но BMW в общем не жалуется на трудности, они продают свои автомобили довольно успешно.
Второй большой сектор, который наряду с автопромышленностью получил самый болезненный удар, - это, разумеется, развитие недвижимости. В одной газете был опубликован снимок полностью застроенной городской части Мадрида, предназначенной для 30 тысяч человек, но где проживало лишь 350 горожан. Испания особенно испытывает большие трудности с развитием недвижимости, и самую большую безработицу к моменту самого сильного падения, которое предположительно наступит в 2010 году, прогнозируется в Испании - 18 процентов.
Очень большие проблемы, разумеется, в финансах.
Экономика каких стран Евросоюза уже сейчас в минусе?
С позиции роста в минус идут почти все. Для крупнейшей европейской экономики - Германии - прогнозируется пятипроцентный минус. Считают, что в самом тяжелом положении сейчас находятся Венгрия и Латвия. И в общем считается, что в южных государствах эти трудности большие. Скажем также, что Эстония при взгляде из Брюсселя не выглядит хуже всех. В Эстонии пока нет целого ряда проблем, которые в других странах уже проявились.
Каких проблем еще нет?
Ну, основная разница в том, что бюджет не в банкротстве, и Эстонии не надо ни у кого просить заем. Эстонское государство еще далеко и не движется к банкротству. Мне представился случай встретиться с новоиспеченным министром Латвии Валдисом Домбровскисом (Домбровскис выдвинут кандидатом в премьер-министры. - Ред.). Тогда он, правда, сказал, что положение латвийского государства все же очень-очень плохое... Положение в Венгрии тоже очень плохое, очень большой спад в Ирландии.
На позапрошлом заседании комиссии обсудили состояние бюджетов. Из 27-ми государств для 17-ти прогнозируется очень плохое будущее бюджета, и Эстонии в их числе не было. В этом смысле те шаги, что предприняты в Эстонии, достаточны они или нет, были позитивно отмечены. Но положения это, конечно, не облегчает.
Но есть интересные замечания со стороны прессы. Один французский журнал написал, к примеру, о том, что у некоего производителя качественных модных товаров дела идут очень хорошо, он большую часть производства перевел из Китая обратно в Европу, нашел рабочую силу - и товар хорошо расходится. Это пример, как ухватиться за возможности.
Положение Китая, среди прочего, заслуживает внимания, поскольку, к примеру, экспорт игрушек уменьшился там за год в два раза. Из-за всевозможных проблем с качеством, но не только: уровень расходов в Китае растет, а качество работы снижается. Целый ряд производств снова переводят из Азии в Европу, к примеру, обувные фабрики, поскольку доставка очень сильно подорожала.
Одно, что точно получает повсюду инвестиции и очень быстро идет в гору, - это зеленая сфера: всевозможные стройматериалы, инфотехнология, энергосберегающие технологии. Все это - действительно большое производство, и сейчас как сыр в масле. Сколько это составляет от общего экономического потенциала - отдельный вопрос.
Газовые конфликты неоднократно ставили на повестку дня более масштабное сотрудничество в сфере энергополитики. Как это продвигается?
С энергией сегодня история такова, что у Евросоюза компетентности ни на грош. Об этом говорят много, и затем я читаю эстонскую газету, где кто-то утверждает: Евросоюз должен отложить в сторону все остальное и заняться единой энергополитикой. Но общая энергополитика ведь существует, а Эстония в этом не очень энергичный участник.
Первый пункт европейской энергополитики - открытие энергорынка, и тут один из ключевых вопросов заключается в том, что надо разделить производство и распределение, и когда я читаю на домашней странице "Financial Times", кто мощно противится этому, так это Франция и Эстония. Так что, если люди пишут, что все должны делать, то прежде всего пусть посмотрят в зеркало.
И вторая, анекдотичная, но очень печальная история. В связи с очередным газовым кризисом Еврокомиссия внесла предложение забрать из бюджета Евросоюза из оставшихся неиспользованными денег 5 миллиардов евро и профинансировать имеющие общеевропейское значение проекты энергетической инфраструктуры, в том числе два проекта, очень близко касающихся Эстонии. Один из них - "Estlink-2" (второй эстонский морской электрокабель между Эстонией и Финляндией. - Ред.), второй - электросоединение между балтийскими странами и Швецией. Конечно, Эстония твердо это поддерживает, но осуществление - под вопросом.
Бюджет Евросоюза составляет 120 миллиардов, и оттуда нельзя выделить 5 миллиардов на общие проекты энергетической инфраструктуры, поскольку есть известные страны-члены, кто не заинтересован в этом, и у Евросоюза нет компетенции. Может быть, эта тема следующей комиссии. По меньшей мере, такую компетентность следовало бы предоставить Евросоюзу. Поскольку, что было бы необходимо в энергополитике? Было бы необходимо построить газопроводы внутри Европы. На общие деньги стоило бы протянуть один провод в Болгарию - и это реально осуществить быстро, но такой компетенции нет.
Так что эта тема останется для следующего Европарламента и будет в Еврокомиссии громаднейшим приоритетом, но сегодня у Еврокомиссии нет для этого никаких средств.
Какой портфель хотите себе в следующем составе Еврокомиссии?
- Если рабочее место предложат, я его приму - и этим об эстонце очень многое сказано.
Autor: dv.ee Istsenko Olga
Похожие статьи
Никого не удивляет тот факт, что киберпреступников интересуют государственные учреждения или поставщики жизненно важных услуг. Однако для многих, вероятно, станет новостью то, что ежедневно атакам подвергаются и малые предприятия – часто даже они сами.