4) Избирательные союзы. На выборах 2005 года была предпринята попытка запретить избирательные союзы, результатом чего стало искусственное партстроительство. Практика, однако, показала, что избирательные союзы, особенно в небольших волостях, достаточно хорошо справляются со своими задачами, в т.ч. и с увеличением явки избирателей. Критерии выбора не столько в идеологических принципах, сколько в компетентности избираемых людей. Состав избирательных союзов должен быть однородно сильным, а поэтому в них меньше «ловцов голосов», в результате чего борьба честнее.
5) Безусловным фактором стал экономический кризис, по крайней мере, для тех, ждет от властей помощи. Поэтому в центре внимания оказались предлагавшие что-то конкретное в сфере трудовой занятости, хотя таковых было немного.
6) Выборы на сей раз начались раньше. Имеется в виду борьба вокруг избирательных округов в Таллинне, сражения по поводу чего в парламенте и столичном горсобрании подогрели интерес.
Что стало причиной успеха или неудачи? Большинство партий делало ставку на прошлое, идей, нацеленных в будущее, оказалось мало, а их разумность была недостаточно просчитана. Партии почему-то посчитали, что умственным способностям избирателей соответствуют короткие, в три слова, лозунги типа «Кто же еще?» или «Я люблю Таллинн».
Преимущество получили те силы, которые сумели что-то сделать за предшествующие четыре года. Последние годы были особенно щедры к местным властям. Никогда прежде у них не было столько денег. Оппозиции пришлось нелегко, потому что ей практически нечего было поставить рядом. Идеологические и моральные сетования, подноготная которых простому избирателю незнакома, особого эффекта не имели. Тем более что перед выборами избиратель относится ко всякой критике достаточно недоверчиво, поскольку почти потерял надежду услышать в этот горячий период правду из уст политиков.
Проигравшие в Таллинне надеялись на «русские списки», рассчитывая, что они отберут голоса у главного соперника. Эти надежды подогревались итогами выборов в Европарламент, когда Димитрий Кленский собрал весьма богатый урожай голосов. Но разложить этот пасьянс оппозиции в Таллинне не удалось. Неуспех «русских списков» ясно свидетельствует о том, что партийная политика, опирающаяся на национальные чувства, может быть успешной лишь краткосрочно, а не в длительной перспективе. Неуспех «русских списков» свидетельствует также о том, что роль «бронзовой ночи» оказалась на этих выборах меньше, чем того ожидали. Возможно, большее влияние оказали разбитый в Ласнамяэ парк, приведенная в порядок площадь перед будущей православной церковью, дороги, новоселья и т.д. Может, русские голоса пошли в копилку тех, кто доказывал что-то делами, а не громкими обещаниями? Серьезный анализ еще впереди.
Результаты опросов и итоги выборов продемонстрировали, что у иноязычного населения в Эстонии нет своих идеологических лидеров. Голоса собирают прежде всего чиновники.
Выборы отчетливо показали, что силы партий на уровне местной жизни иссякают. Это очевидный признак того, что произошло отчуждение партий от народа, а не народа от политики.