Всякий мало-мальски думающий потенциальный покупатель Eesti Energia, следя за поведением Марта Лаара, понимает, что единственная возможность получить поддержку по существу – узнать, каковы условия руководителя IRL: сколь велика плата за посредничество и каким образом ее надо выплатить.
Не стоит впадать в заблуждение по поводу того обстоятельства, что о продаже Eesti Energia ведут речь все же в контексте выведения этого предприятия на биржу. Мы говорим о продажной цене в миллиарды крон и о сотнях миллионов крон посреднических для того, кто организует продажу. Подобная сделка заключается не в одно мгновение и не простеньким договором купли-продажи. Учитывая общественный интерес, ее можно заключать постепенно, шаг за шагом проходя различные этапы, рассеивая общественный интерес и вводя общественность в заблуждение.
Прежде всего энергетическую фирму выведут на биржу, затем появится основной собственник из частных предпринимателей, состоится ряд секретных договоренностей, а потом, какое-то время спустя, Eesti Energia уведут с биржи - уже в собственность «правильного» покупателя. Все красиво и вполне съедобно для общественности. Посредством поэтапной передачи Eesti Energia в частные руки проще скрыть достигающую сотен миллионов крон плату за посредничество.
Почему кто-то вообще должен предлагать плату за посредничество?
Эстония должна быть современным государством с открытой экономикой, и мысль о малейшей неофициальной плате за посредничество политику при приватизации ведущего госпредприятия должна быть очень неверной. В то же время при таком посредничестве действует принцип рыночной экономики – где есть спрос, есть и предложение.
Когда Март Лаар открыто объявляет, что Eesti Energia будет выставлена на продажу и дает понять, что именно он дергает за ниточки, то это же не что иное, как призыв делать свои предложения. Eesti Energia - столь сладкий кусок пирога, что маленькая плата за посредничество в размере пары сотен миллионов крон большинство агрессивных международных инвесторов никак не смутит.
Какие основания есть для того, чтобы подозревать Марта Лаара в желании посредством продажи предприятия заработать? Во-первых, само его поведение в истории с Eesti Energia в достаточной степени указывает на его намерения подобного сорта. Во-вторых, Лаар и прежде бросался в глаза в тех ситуациях, когда с помощью общественных денег поправляют его личное благосостояние.