Ибо обратим внимание: параллельно с неформально выдвинутым предложением возобновить пограничные переговоры, Лавров совершенно официально в очередной раз подверг критике политику гражданства, назвав ее постыдной. Одновременно в отношениях с Эстонией Россия по-прежнему критикует и нашу языковую политику (сейчас в контексте перевода русских гимназий на эстонский язык) и положение с имуществом православной церкви.
Отсюда мы конкретно и доходим до интереса Москвы к возобновлению пограничных переговоров. В отличие от западных обычаев, Россия пытается увязать различные темы в один пакет. Поэтому я больше чем уверен, что у Москвы на новых переговорах с Эстонией следующие цели.
Во-первых. Добиться от парламента отказа от заявления на тему Тартуского мира и тем самым дискредитировать принцип нашей государственной преемственности.
Во-вторых. Продавить открытую границу России с Эстонией, потребовав для жителей приграничья или, по меньшей мере, группам населения упрощенного порядка пересечения границы.
В-третьих. Обеспечение экономического доминирования России на пограничных водоемах, будь то производство электроэнергии, рыбная ловля или туризм. Могут также потребовать каких-либо экстерриториальных прав в области транзита.
В-четвертых. Обеспечение свободного доступа православных России к церквям и святым местам в Эстонии. В этот контекст входит и строящийся православный храм в Ласнамяэ, и памятник патриарху Алексию II.
В-пятых. Требования, связанные с русским языком, начиная от наименования мест и заканчивая общеполитическими требованиями.
В-шестых. Наверняка постараются оказать давление на Эстонию с целью обязать ее демилитаризовать приграничные территории или, по меньшей мере, запретить дислокацию близ границы с Россией иностранных частей и техники (читай НАТО и США).