Проблемы ЕС не в долгах, с которыми еще можно разобраться, проблема в том, что уже нельзя создавать новые долги. А создание новых долгов – это был источник повышения уровня жизни населения. Соответственно, нет новых долгов – падает уровень жизни...
Понятно, что сказать о таком спаде совершенно невозможно, политики и молчат, как рыбки. Но о росте-то зачем говорят, Барнье же только начал, потом другие продолжили! И вот здесь у меня есть некоторое объяснение. Которое состоит из нескольких пунктов. Первый: поскольку европейские политики по определению ни за что не отвечают, они ссылаются на экономическую науку. Которая в ЕС, как, впрочем, и в мире, преимущественно, особенно, на статусном уровне, состоит из экономиксистов.
Второй пункт. Экономиксисты кризиса не видят, поскольку его причины противоречат их идеологическим догмам, а потому – говорят о том, что «объективных», «системных» причин кризиса нет. При этом, поскольку они крайне жестко отстаивают свою монополию на экономическую истину, колоссальные силы тратятся на то, чтобы голос альтернативных экономических школ услышан не был. Разумеется, по мере развития кризиса они себя проявляют все больше и больше, но пока перехода количества в качество не произошло.
Третий пункт: политики из слов экономиксистов делают выводы – раз причин кризиса нет, то должен начаться рост. Вывод совершенно естественный, и, самое главное, очень ложащийся на душу политиков, которым уже становится несколько неуютно перед избирателями. Которые как-то раздражаются по поводу постоянного падения уровня жизни.
А вот дальше четвертый пункт, самый интересный. Он, кстати, отвечает на вопрос, почему про рост начали говорить именно сейчас, а не, скажем, весной. Дело в том, что экономиксисты, разумеется, оставляют себе пути отхода. Которые состоят в том, что отсутствие системных причин для продолжения кризиса не означают, что не могут произойти разного рода неожиданные сложности. Ну, там, цунами, землетрясение или еще что.
Но их же невозможно предсказать, скажете вы! Не совсем так. Поскольку что-то да в мире всегда происходит, главное – в правильном пиаре. Хотя тут, конечно, возможны проблемы, поскольку американский обыватель может и не поверить, что у него проблемы из-за землетрясения в Индийском океане. Однако именно в середине ноября у экономиксистов началось счастье, поскольку уже точно понятно, что внесистемный фактор существует, причем его масштаб достаточно велик! Это – пресловутый «фискальный обрыв» в США.
И тут уже совершенно не важно, в чем он состоит, какова его природа и масштаб! Главное – что найден тот внешний фактор, на который можно списать все проблемы с прогнозами! Независимо ни от чего, по мере того, как падение экономики станет явью, экономиксисты на голубом глазу станут объяснять, что дело тут не в их абсолютно правильной экономиксистской науке, которая предсказывала рост, а дело все в американских политиках, которые не смогли договориться, а потому ... потому ... Ну, в общем, пока последствия пресловутого «обрыва» не рассосутся, роста не будет, и наука тут не при чем!