Уже несколько месяцев ни для кого не новость, что изменения насчёт права фирм зачитывать всего 50% НСО с любых расходов, связанных с эксплуатацией и тем более с приобретением легковых автомобилей, делают эти затраты на 10% дороже. Но только когда в преддверии подачи январской декларации по НСО проценты приобрели конкретную величину в евро, бизнес-среда по-настоящему заволновалась, пишет Владимир Вайнгорт.

- Служебные автомобили. Иллюстративное фото.
- Foto: Eiko Kink
Перво-наперво предпринимательская мысль обратилась к схеме, опробованной раньше для снижения налогов со специальной льготы, связанной со служебными автомобилями - сдаче их в своеобразную аренду работнику, который на том же автомобиле совершал служебные поездки.
Вариант не безупречен в правовом смысле, но ревизии налоговые проходил. Легковая машина в тех случаях являлась и служебной (для порейсово отражаемых в учёте деловых поездок), и вроде бы арендованной (для личных поездок, километраж которых учитывался одной строкой). Плата за личные поездки рассчитывалась из условия 0,3 евро за километр пробега. В качестве рыночной цены её брали из постановления министра финансов о порядке расчёта специальной льготы. И поскольку в цене был «зашит» налог с оборота, то, в строгом соответствии с действовавшей нормой закона об этом налоге, оплата работником личных поездок была предпринимательским облагаемым оборотом. А в смысле Закона о подоходном налоге не оставалось места для специальной льготы. То есть получалось, что легковой автомобиль фирмы полностью использовался в предпринимательстве. И деньги - ни от фирмы, ни от работника - в виде налогов во внешнюю среду не уходили.
Почему в первую голову именно эту схему пытаются реанимировать? Всё просто, как облупленное яйцо. Новая норма об уполовинивании зачёта НСО имеет всего три исключения: во-первых, когда легковой автомобиль используется как такси, во-вторых, когда им пользуются для обучения вождению, и, наконец, когда он «используется исключительно для предпринимательства». Первые два случая очень специфические, а третий - нате вам, пожалуйста, - ездим только по делам, а в остальное время зарабатываем за счёт возмещения от работников за личные поездки.
Статья продолжается после рекламы
Логично? Да. Проблема зачёта НСО решается? Нет. Потому, что в двух новых нормах закона о НСО на этот счёт есть прямая установка. В пункте 8 части 9 статьи 4 сказано: «Оборот не возникает… от предоставления в пользование за оплату используемого в предпринимательстве легкового автомобиля работнику, служащему или члену руководящего или контролирующего органа налогообязанного». И добивается этот нормативный гвоздь текстом пункта 5 части 3 статьи 30 о том, что ограничение зачёта не применяется, если «легковой автомобиль используется только для предпринимательства, за исключением предоставления легкового автомобиля в пользование за оплату работнику, служащему или члену руководящего или контролирующего органа налогообязанного». Как видите, не только бизнес внимательно относится к прошлому опыту. Теперь, как ни называй оплату работником использования служебной машины для личных поездок - компенсационной выплатой, арендным платежом, - всё равно это «предоставление легкового автомобиля в пользование работнику за оплату». А значит, не оборот.
Ещё сложнее, в смысле НСО, случай, когда фирма действительно полностью сдаёт в аренду легковой автомобиль своему работнику. То есть служебных поездок нет. Но тогда вообще все расходы, связанные с автомобилем, - «не оборот». Такой результат оказался неожиданным даже для некоторых налоговых консультантов.
То есть Минфин перекрыл любые возможности зачёта более половины уплаченного налога с оборота при использовании в личных целях легкового автомобиля предприятия его работниками на любых условиях и за любую плату. И потому иллюзий на этот счёт строить не надо. По крайней мере в 2015 году.
Владимир Вайнгорт,
доктор экономических наук, научный руководитель консультационной фирмы "Кардис"
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Конкурентоспособность предприятий все больше зависит от надежности их ИТ-систем, поэтому решения хостинга критически важных для бизнеса систем должны быть безопасными, гибкими и по разумной цене.