Теперь, почти 10 лет спустя, рассуждения о том, что стало причиной возникновения той или иной сегодняшней проблемы, кажется копанием в мусорном ведре истории.
Будь это инвестиции Eesti Energia в зарубежные проекты или бесславный конец Estonian Air. Почему-то именно только крупные госкомпании начинают сейчас расплачиваться за неправильные решения.
Если в частном секторе бум закончился быстро, а падение было резким и конкретным, то в госкомпании бум продолжался еще много лет.
Здесь хочется повторить, что государство – плохой, но богатый хозяин.
Снова и снова находятся средства, чтобы оплатить неверные решения и провалы, а также небрежность и простые ошибки в управлении.
Когда в начале 90-х экономика Эстонии оказалась в глубокой яме, многие, в том числе госпредприятия разорились, ведь тогда у государства не было средств, чтобы им помочь.
По сути, тогда государство повело себя правильно, хоть и вынужденно. Денег не было, а госкомпаний с неразумной хозяйственной моделью было слишком много.
Если сравнить положение Estonian Air 10 лет назад, когда компания покрывала около 45% оборота Таллиннского аэропорта, и положение, в котором она оказалась непосредственно перед ликвидацией после получения госпомощи и 26% оборота аэропорта, то возникает вопрос: ради чего все эти вливания были? Никто не будет посыпать голову пеплом и признавать ошибки, но все же кажется, что это была попытка перепрыгнуть выше своей головы.