С 2015 года, начиная с которого в Балтийском море могли ходить только суда с долей серы, составляющей 0,1%, сланец стал не нужен для судоходных компаний.
Инженер и экономист Николай Куташов рассказал целую историю сланца на конференции "Северо-Восток - дело тонкое". От Гитлера и Сталина до выбросов CO2.
"Сланцевой разработке в Ида-Вирумаа в этом году исполнится 100 лет, - начал Куташев. - Сланцевую промышленность Эстонии стали развивать не из экономической целесообразности, а по политическим причинам. В первую мировую войну Санкт-Петербург остался без импортного угля и потому вспомнили о сланце. В 1916 г. заработали первые сланцевые шахты".
В те годы рентабельность производства не подсчитывали. Главное, чтобы работали топки паровозов, котельные и газовые фонари на улицах. Сланцевая промышленность досталась нашей стране в наследство от Российской империи и только с 1999 г. сланцепереработка как промышленность стала развиваться по экономическим законам. Цены на нефть в прошлом десятилетии постоянно росли, сланцевое масло,соответственно, тоже росло в цене, что дало мощный рост инвестиций в сланцевую промышленность.
Вторым фактором, повлиявшим на рост мощностей в сланцевой промышленности, было использование продуктов переработки сланца для изготовления судового топлива.
«Бункеровочные компании толкали промышленников наращивать объемы добычи и переработки, т. к. в тот период по Балтике суда могли ходить с топливом вплоть до 1,5% содержания серы. - рассказал Куташев. - Сланцевое масло содержит 0,7-0,8 % серы, что позволяет добавлять его в более «грязное» топливо и снижать таким образом процентное содержание серы. Все ударились смешивать такое топливо, как будто никто, кто зарабатывал тогда на сланцевом масле, не знал, что наступит 1 января 2015 года!".
Наступил 2015-й
С 01.01.2015 г. содержание серы, которое допустимо в топливе на Балтике, составляет всего 0,1%. Сланцевое масло из востребованнейшего на рынке товара, которого вечно не хватало, превратилось в балласт. Теперь мазут с содержанием 3% или 1% серы почти сравнялся в цене на бирже, т.к. и то, и другое не годится уже для использования и требует очистки.
По словам Куташова, один из простейших способов снизить содержание серы с 0,7% до 0,1% — это гидроочистка. Однако, гидроочистка экономически оправдана с объемами переработки не ниже 1,2 млн. тонн сырья, а в Эстонии нет таких объемов.
Во-вторых, для очистки нефти до нужных показателей, требуется 1-2 кг. водорода, а для очистки сланца — 40-60 кг. «Я не представляю, что намерен делать VKG? - удивляется Куташов. - В какие деньги это выльется?»
Похожие статьи
При запуске нового бизнеса зачастую основное внимание уделяется продукту, услуге или маркетинговому плану, однако в мире, где все большее распространение получают цифровые технологии, одной из важнейших ценностей в плане идентичности вашего бренда становится домен. Зачем он нужен, как его выбрать и на какие тренды следует обратить внимание в 2025 году? Основываясь на опыте, приобретенном как в Эстонии, так и за рубежом, мы составили обзор, который поможет вам легче сориентироваться в мире, связанном с доменами.