Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    В Налоговом департаменте – времена перемен

    Заместитель генерального директора Налогово-таможенного департамента Риво Рейтманн Фото: Raul Mee

    Новая идея электронного налогового департамента заключается в том, что вся информация о предприятии и налогах должна двигаться в системе автоматически и общение с государством должно стать проще и быстрее.

    Заместитель генерального директора Налогово-таможенного департамента Риво Рейтманн (Rivo Reitmann) рассказал на радио Aripaev, что в новой электронной среде предприниматель сможет увидеть оценку своего налогового поведения от Налогово-таможенного департамента, сравнить себя с конкурентами и партнерами, а также удобно поделиться данными.
    Кроме того предприятие само сможет установить, с кем хочет поделиться своей информацией, подчеркнул Рейтманн.
    Новый электронный налоговый департамент запускается поэтапно и будет готов в первой половине 2019 года.
    «До сих пор мы старались создать одинаковую для всех среду, чтобы предложить всем равную и одинаковую услугу. Но на самом деле это значит, что особо она не подходит никому», – заметил Рейтманн. Он признал, что теперешняя среда электронного налогового департамента – скорее вотчина для бухгалтера или для декларирования доходов физического лица.
    Не надо все время беспокоить бухгалтера
     
    Желание специалистов НТД – создать быструю и удобную систему. «Не так, что сначала надо о чем-то отчитаться, потом кто-то что-то сосчитает и в конце выставляется требование по налогам», – описал Рейтманн.
    Цель заключается в том, чтобы в плане налогов для общения с государством не нужен был бы каждый раз бухгалтер и чтобы мелкие предприниматели могли при необходимости справляться сами. «Налоговый учет и налоговое послушание означало бы для предпринимателя, может быть, один клик мыши, электронное письмо или одно SMS в месяц, и больше забот бы не было», – отметил Рейтманн.
    Рейтманн приводит пример выведенного на рынок вместе с банком  LHV интерфейса для банковских платежей. «Таким образом для предприятия отпала необходимость декларации платежей, то есть уже в момент перевода предприятие выполняет обязательство перед государством», – заметил Рейтманн.
    Среда по потребностям клиента
    Рейтманн подчеркнул, что каждый сегмент клиентов разный. «Если сравнивать потребности руководителя предприятия, бухгалтера и частного лица, то один хочет, чтобы все было в порядке и ясно, второй совершает операции, а третий заходит туда, чтобы о чем-то ходатайствовать», – заметил Рейтманн.
    Налоговый департамент признает, что тем, кто в ежедневной работе использует бухгалтерское программное обеспечение, нет необходимости что-то дополнительно предлагать. «Тем, кто более чувствителен в отношении расходов, мы могли бы предложить услуги приема данных», – считает Рейтманн.
    Доступные анализы рисков
    НТД проводит анализы рисков, чтобы держать конкурентную среду чистой, выявлять нечестно действующие предприятия, а затем общаться с ними или начинать производство. «У нас возник вопрос, почему эту информацию о рисках, которую видим, мы оставляем только себе? Почему мы сразу не даем знать об этом предприятию? – сказал Рейтманн. – Теперь мы хотим добавить прозрачности и дать предпринимателю понять, что Налоговый департамент о нем думает и способствует тому, чтобы он мог исправиться».
    В дальнейшем предприятию будет сразу сообщаться, если в его отношении была сделана оценка рисков. Одним из примеров Рейтманн приводит зарплаты в конвертах. «Если у предприятия в сравнении с другими предприятиями из того же сектора и региона значительно ниже средняя зарплата, то это первый индикатор того, что что-то не так».
    Новая среда запускается поэтапно
    На первом этапе предприятиям будет отправляться оценка фактов, например, есть ли задолженность по налогам, корректно и своевременно ли представлены отчеты, каковы результаты налогового контроля.
    Передача информации в рамках первого этапа уже месяц пилотируется, и обратная связь хорошая. «Одним из наших опасений было то, что наша информация уже доступна в коммерческом регистре и в кредитной информации. Мы ставили цель не забрать у кого-то рынок, а дать еще одну возможность», – объяснил Рейтманн.
    На втором этапе, который должен начаться в начале 2019 года, будет передаваться информация о вероятности налогового контроля – предприятие сможет сравнить себя с участниками рынка и посмотреть статистический обзор данных. Добавится также возможность поделиться данными.
    В число выдаваемой НТД информации войдет доля оборота предприятия в секторе, обзор рисков прибыли и уровня зарплат. «Чтобы передавать такую информацию, нужны технические и смысловые работы по разработке», – сказал Рейтманн. В качестве идеи сейчас рассматривается решение начать передавать в электронной среде информацию о налоговом разбирательстве и его этапах.
    Делиться информацией – в интересах предприятия
    Оценки НТД для каждого предприятия составляются персонально. «Мы создаем возможность, чтобы информацией, содержащей и налоговую тайну, можно было поделиться, например, с собственниками, бизнес-партнерами и зонтичными организациями», – отметил Рейтманн.
    Обмен данными даст возможность проводить проверки до начала работы с новым партнером, а также в случае объединения или приобретения предприятий. Рейтманн отметил, что с этим рынок мог бы регулировать себя сам и честные предприятия, которые требуют честную налоговую среду, могут просто и много этому поспособствовать.
    «В идеале же фирма может поставить эту оценку на свой сайт. Это свидетельствует о честности предприятия и является хорошим аргументом для партнеров», – находит Рейтманн.
    Выиграть должны все
    Заместитель генерального директора Налогово-таможенного департамента Риво Рейтманн
    При запуске проекта я не пишу ИТ-разработчикам решение, какой именно в точности должна быть готовая система. В противном случае мы бы вывели на рынок решение, которое уже в момент готовности устарело. Мы исходим из принципа, что новая ИТ-система должна решать конкретную проблему.
    При разработке всегда есть риск сделать что-то неправильно, и поскольку это затратно, такая неправильность означает удорожание проекта. Чтобы избежать этого, мы разделили крупные разработки на сегменты и модули, чтобы не делать слишком большие шаги за один раз. Разрабатывая по частям и затем объединяя их между собой, можно снизить риски.
    Большую часть разработки мы делаем на деньги фонда развития и, конечно, ищем и внутренние ресурсы. Деньги фонда развития – на самом деле тоже деньги налогоплательщика, и целью должно быть как сбережение наших денег, так и сбережение денег предприятий. И те и другие должны от этого выиграть.
     
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.