Как Марк Шагал библейские истории рассказывал
По традиции в конце года редакция ДВ делится с читателями впечатлениями от путешествий, в которых мы побывали в этом году. Наш редактор Варвара Языкова рассказывает о музее Марка Шагала в Ницце.
Витраж в музее Марка Шагала в Ницце.Фото: Варвара Языкова
Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала» - именно так называется музей знаменитого художника, открывшийся в 1973 году в Ницце, неподалёку от которой мастер жил и работал с 1966 года вплоть до самой своей кончины.
В очень жаркий день уходящего августа я заставила себя сесть на автобус и поехать вглубь Ниццы, чтобы познакомиться с одним из двух мономузеев художника (ещё есть дом-музей в Витебске, где Марк Шагал провёл свои детские и юношеские годы). И поняла, что заставляла я себя не зря. Этот небольшой музей впечатляет по-крупному.
Экспозиция состоит из трёх выставочных залов. В первом расположены 12 полотен, которые изображают сцены Книги Исход и Книги Бытия. Все работы в холодных тонах: изумрудных, синих, голубых. Во втором зале находятся 5 картин в красной гамме, посвящённых любовной лирике Песни Песней. Третий зал - для сменных экспозиций.
Есть также концертный зал, украшенный витражами Шагала, и где посетителям демонстрируют документальный фильм о художнике, а также проводятся музыкальные вечера. Там же стоит рояль, внутренняя часть крышки которого расписана мастером.
Спешить в этом музее нельзя. Двух часов, которые я сама себе отвела на ознакомление с музеем, мне не хватило. Залипала у каждой картины, рассматривая детали, которых на полотнах Шагала множество. Парящие фигуры, непременные козы и многообразие метафор и образов - всё это заставляет смотреть, смотреть, смотреть... И чем дольше смотришь, тем отчётливее приходит ощущение, что картина постепенно открывается, будто ты заглядываешь внутрь, а там - бесконечность.
Именно поэтому в музее, даже когда там много посетителей, очень тихо, светло и не по-музейному уютно. Люди часами молча стоят или сидят на полу и скамейках перед полотнами, загадочно улыбаются, как будто увидели и поняли что-то. И, просветлённые, выходят на улицу, в оливковую рощу, окружающую здание музея...
Варвара Языкова