• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Экономист Luminor: Эстонии грозит ловушка среднего дохода

    Экономист Luminor Тыну Палм, считает, что решение экономических проблем Эстонии лежит в грамотных инвестициях в образование и науку.

    Экономист Luminor Тыну Палм презентует экономический прогнозФото: Лийз Трейманн
    Luminor представил сегодня свой прогноз роста экономики Эстонии. Согласно прогнозу банка, в 2019 году экономика Эстонии (впервые за последние несколько лет) вырастет меньше, чем на 3%, а именно – на 2,9%. В 2020 году прогнозируется ещё меньший рост – на 2,6%.
    ДВ расспросили экономиста Luminor Тыну Палма о будущем эстонской экономики.
    Презентуя сегодняшний прогноз, вы сказали, что экономика Швеции замедляется, а рост нашего ВВП впервые окажется ниже 3%. Экономика Эстонии медленно движется к падению?
    Рост эстонской экономики в прошлом превзошёл наши ожидания. Мы ожидали, что ВВП в прошлом году вырастет на 3,5%, а оказалось - на 3,9%. Теперь же в Эстонии, как и по всему Евросоюзу, замедляется рост. Однако в Эстонии замедление меньше, чем в других странах. Причина: у нас активный внутренний спрос. Зарплаты растут, рынок труда в хорошем состоянии, а низкий рост цен позволяет внутреннему потреблению поддерживать экономику.
    От экспорта мы зависим уже не так сильно, как раньше?
    Вклад экспорта стал скромнее из-за замедления роста на внешних рынках. Вообще, Эстония сейчас находится на развилке. Нам необходимо сделать правильный выбор в отношении того, куда мы будем инвестировать. Чтобы инвестиции обеспечили долгосрочный рост благосостояния, нужно двигаться в направлении экономики знаний, основывающейся на науке и развитии.
    Поконкретнее: что государство должно в точности сделать?
    Задача номер один – как можно быстрее перевести основное образование на эстонский язык. Это позволит людям всех национальностей учиться вместе – от детского сада до университета. Не нужно никаких параллельных школ.
    Это изменит лишь язык обучения. А что же с качеством образования?
    Это – основа, с которой нужно начинать. Следующий шаг – усилить обучение естественным наукам.
    Каким образом?
    Главная проблема: большинству учителей за 50. Нужно повысить им зарплату. Если ты не можешь инвестировать в фонд зарплат, то откуда у тебя возьмутся новые учителя?
    Сколько должны получать учителя?
    Точной цифры нет, т.к. она будет постоянно меняться. Есть же рынок, конкуренция. Но нужно не только поднять зарплаты учителям, но и дать школам возможность выбирать, как эти зарплаты будут распределяться. Если в каком-то регионе не хватает учителей математики, значит, тамошним учителям нужно платить зарплату выше средней. Или, например, какой-нибудь преподаватель IT мог бы работать не в одной школе, а в нескольких. В разных регионах уровень зарплат тоже разный. Так что, должна быть гибкость.
    На презентации вы говорили, что предприниматели могут компенсировать нехватку рабочей силы привлечением специалистов из ЕС. Это каким же образом, если средняя зарплата 1300 евро?
    В этом и проблема: Эстония сейчас, в основном, завозит из-за рубежа людей с низкими зарплатами. Если мы сделаем умные инвестиции, которые создадут новые рабочие места с высокой добавленной стоимостью, то предприятия смогут платить более высокую зарплату. Некоторые компании уже переманивают работников в Эстонию из Евросоюза, но в целом этот процесс находится в зачаточной стадии. Мы не можем продолжать завозить в Эстонию только людей с низкими зарплатами. Наоборот, мы должны завозить людей, чья зарплата в 2 раза выше средней.
    А деньги на это у бизнеса есть?
    У многих предприятий нет. Поэтому сейчас происходит ротация рынка труда. Рабочие места с низкими зарплатами исчезают и замещаются высококвалифицированными. Но этот процесс не может происходить просто так. Нужны умные инвестиции.
    Итак, конкретные решения выглядят так: перевести обучение на эстонский язык, поднять прикладное образование. Что ещё?
    Больше финансировать в исследования и развитие. Сейчас все говорят, что туда надо инвестировать 1% ВВП. Но если мы посмотрим на Скандинавию, то увидим, что там вложения в разы выше.
    Инвестировать должно государство?
    В том числе, но большую часть - частный сектор. Главная проблема бизнеса заключается в отсутствии квалифицированной рабочей силы. И тут два варианта: либо университеты учат не тому, что надо (и выпускники не могут найти работу), либо слишком мало сотрудничают с предпринимателями. А ещё у нас мало инновационной деятельности. Неудивительно: хорошим специалистам предлагают в Германии или Дании более высокие зарплаты и переманивают их. Так что у нас они ДОЛЖНЫ вырасти.
    Как этого достичь?
    Путём умного выбора того, во что инвестируем. Если мы будем вкладывать деньги в бетон и инфраструктуру, то получим краткосрочный экономический рост, краткосрочное ощущение благосостояния, а также рост цен. А затем наступит период отрезвления: «Почему экономика уже не растёт?»
    Если же мы будем инвестировать в исследования и развитие, в фонд зарплат учителей и образование, то будущее станет гораздо лучше. Плюс нужно обеспечить, чтобы топовым эстонским экспортёрам по госзаказу университеты обеспечивали достаточно рабочей силы. Тогда наши чемпионы-экспортёры будут создавать высококачественные рабочие места.
    Т.е. «возьмём кредит и построим дороги» - плохое решение?
    Дороги нужно строить, но строго в рамках бюджета. Чтобы не перекладывать финансовое бремя на будущие поколения. Люди забыли о том, что средняя продолжительность жизни растёт, а средства, которые Эстония получает из структурных средств ЕС, уменьшаются. А значит, всё необходимое медицинское оборудование придётся покупать за свои деньги. А цены там растут быстрее зарплат.
    О том, что университеты недостаточно сотрудничают с предприятиями, в Эстонии говорят уже лет 15. И что: ничего не меняется.
    Предприятия говорят, что им не хватает инженеров. В области автоматики, электроники. Если тебе не хватает инженеров, значит, нет и возможности быстро развиваться и создавать высокую добавленную стоимость. Нужно сделать как в развитых странах: направить инвестиции в наиболее сильные нишевые сектора, в которых можно достичь максимального успеха на экспортных рынках.
    А ещё нужно направить ресурсы на переобучение. Когда придут автоматизация и роботы, пропадут рабочие места с низкими зарплатами. Нужно вложить деньги в переобучение этих людей, чтобы мы не оказались в ситуации, когда автоматизация растёт, а экономика – нет.
    Вопрос, который попросила меня обязательно задать наш главный редактор: кризис будет?
    На наш взгляд, экономика ЕС падать не будет. Эстония – открытая страна, поэтому исключать возможности падения экономики нельзя. Но нам кажется, что будет скромный рост. А вот в будущем мы должны принимать умные решения. Иначе мы будем двигаться в ловушку среднего дохода. Зарплаты будут расти, а экономика - постепенно будет терять конкурентоспособность.
    И решение этой проблемы – образование?
    Да.
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.