Нехватка рабочей силы сказывается на инвестициях

    Хотя главную причину снижения инвестиций в промышленности предприятия усматривают в неуверенности по отношению к экономической среде, их всё больше ограничивает также нехватка компетентной рабочей силы.

    Рауль Кирсимяэ, глава промышленного отдела SwedbankФото: Äripäev
    Обрабатывающая промышленность – самый большой сектор экономики Эстонии, дающий свыше 15% ВВП страны и предоставляющей работу почти каждому второму занятому. Промышленность служит также важным источником доходов государства – на её долю приходится 72% всех денег, поступающих в госбюджет от экспорта товаров.
    Прошлый год стал рекордным для эстонского экспорта – вывоз произведённых в Эстонии товаров вырос за год на 12%, или на 1,2 млрд. евро. При этом больше всего вырос экспортный оборот масел и изделий из дерева, а также средств мобильной связи. Весомый вклад в экспорт внесли и многие другие товарные группы. Но экономический рост наших важнейших торговых партнёров замедляется.
    Экспорт составляет примерно две трети общего оборота наших промышленных предприятий, следовательно, ослабление внешнего спроса уменьшает и рост их оборота. При этом важно отметить, что нет оснований говорить о кризисе, потому что все наши основные целевые рынки всё же по-прежнему растут. В среднем в этом году экономичес­кий рост 10 важнейших для нас рынков составит, согласно прогнозам, 2,1%.
    Несколько сложнее обстоят дела с выходом наших умных и гибких предприятий на рынки Скандинавии, что в прошлом представлялось очень заманчивым.
    288предприятий с общим оборотом более 3,4 млрд. евро участвовало в этом году в опросе, проводившемся Swedbank.
    Согласно проведённому Swedbank исследованию, предприятия планируют в 2019 году более скромный по сравнению с прошлогодним рост: если в 2018 году планировалось увеличить в среднем оборот на 7%, то в этом – на 3,4%. Ожидания роста больше всего упали в базирующихся на эстонс­ком сырье пищевой (+2,5%) и деревообрабатывающей (+3,7%) отраслях. Наибольшие возможности роста видят предприятия машиностроительной и металлообрабатывающей (+6,4%) и полиграфической (+10%) отраслей.
    В прогнозировании прибыли предприятия проявляют больший оптимизм – половина из них рассчитывает увеличить в этом году прибыльность в среднем на 18,5% больше, чем в прошлом году. Больше среднего делают ставку на увеличение прибыли крупные предприятия с годовым оборотом, превышающим 20 млн. евро. Среди секторов наиболее амбициозный – пищевой.
    Сравнение: роста оборота выше среднего ожидают тяжёлая и деревообрабатывающая промышленность
    Доля участвовавших в исследовании предприятий Эстонии, %
    На фоне разговоров об охлаждении экономики наших экспортных рынков треть промышленных предприятий планирует в качестве решения проблемы выход на новые рынки. Участвовавшие в опросе предприятия назвали в общей сложности 46 рынков, которые они намерены завоёвывать. Это и скандинавские, и германский, но и центрально-европейс­кий рынки. А крупнейшие наши отрасли – пищевая и деревообрабатывающая – активно ищут в Азии – в Китае, Японии, Южной Корее, Вьетнаме.
    Развитию предприятий больше всего мешает ситуация, сложившая­ся на рынке рабочей силы. Две трети предприятий ощущает нехватку специалистов, 27% предприятий озабочены недостатком работников для выполнения более простых ролей. Определённой неожиданностью можно считать то, что главным фактором, препятствующим найму специалистов, служил не размер зарплаты или мес­торасположение работы, а сложность нахождения специалистов с должной квалификацией и необходимыми навыками. Это привели в качестве главной причины 52% респондентов.
    Положение на рынке рабочей силы повлияло на планы предприятий по найму дополнительных работников – в среднем они намерены увеличить персонал на 1% и повысить зарплату на 6,3%. Это самый большой планируемый предпринимателями рост в пятилетнем сравнении.
    Впервые за послекризисный период в наступившем году предприятия планируют инвестировать меньше, чем в предшествовавшем. В среднем инвестиции предприятий упадут по сравнению с прошлым годом на 19%. Это обстоятельство ставит важный вопрос: каким образом удастся повысить производительность и идти в ногу с новыми технологиями, если инвестировать меньше?
    Причины снижения инвестиций предприятий в основном в неуверенности в отношении будущего экономической среды. Но в качестве нового тренда каждый седьмой респондент отметил, что ограничителем для новых инвестиций служит нехватка компетентной рабочей силы.
    Всё чаще говорится о необходимости увеличения конкурентоспособности Эстонии посредством увеличения создаваемой добавленной стоимости. Добавленная стоимость на уровне предприятия выражается математически в сумме прибыли, амортизации, затрат на рабочую силу и уплаченных госналогов. В результате получается та стоимость, которую предприятие добавляет к закупленным сырью и услугам.

    Вызывает озабоченность то, что при сохранении нынешнего роста зарплат он превышает планируемый рост добавленной стоимости.

    Исследование сосредоточилось на том, как предприятия планируют увеличивать в течение двух следующих лет конкурентоспособность и какие для этого использовать технологии. В среднем в течение двух следующих лет планируется нарастить добавленную стоимость в разных промышленных секторах на 7-12% в пересчёте на работника.
    Вызывает озабоченность то, что при сохранении нынешнего рос­та зарплаты он превышает планируемый рост добавленной стоимос­ти и достигается хотя бы отчасти за счёт прибыльности предприятия. Такая ситуация нежизнеспособна.
    В качестве положительного явления следует отметить намерение в большей мере прибегать к использованию новых технологий. 54% предприятий планирует заниматься автоматизацией, 33% - увеличивать результативность цифровизацией производственных процессов. Каждый второй респондент посчитал важным научно-исследовательскую и конструкторскую работу, а также сотрудничество в этой сфере.
    Автоматизацией и использованием различных сенсоров и датчиков в промышленности охвачено сегодня более половины промышленных предприятий. 18% предприятий применяет роботов.
    На предприятиях, участвовавших в исследовании, автоматизировано 20% производственных процессов. Больше всего автоматизацией занимались пищевая и деревообрабатывающая промышленность (35% и 30% автоматизированных процессов соответственно). По сравнению с являющимся мировым лидером автопромом (автоматизировано примерно 80-90% процессов), у нас в Эстонии простора для развития ещё достаточно.
    При автоматизации важно то, что, кроме уменьшения давления рабочей силы, она позволяет лучше измерять производственные процессы и делает их более прозрачными. И здесь очень важную роль играет цифровизация.
    19-е местозанимает Эстония по уровню использования цифровых решений среди 28 стран ЕС.
    Согласно ежегодно составляемому Еврокомиссией индексу DESI, Эстония по уровню использования цифровых решений на предприятиях занимает 19-е место среди 28 государств. Но на перемены в эстонской промышленности указывает тот факт, что уже 46% из участвовавших в исследовании Swedbank предприятий сотрудничает с ИТ-фирмами во имя повышения эффективности. 14% опрошенных предприятий намерены использовать цифровые решения и при разработке и развитии новых и имеющихся продуктов. Каждое девятое предприятие намерено провести при поддержке EAS в течение двух лет цифровой аудит.
    Надо не бояться рисков и увеличивать свои инвестиции в будущее.
    Рауль Кирсимяэ, глава промышленного отдела Swedbank
  • Самое читаемое
Вкус биржи: бычий рынок, говорили они… Новый цикл, говорили они...
Как всегда в конце недели мы вместе с трейдером, тренером и экспертом по инвестированию Фуадом Расуловым обсуждаем не просто самые актуальные события прошедшей недели, а те события, которые повлияли на мировые фондовые рынки.
Как всегда в конце недели мы вместе с трейдером, тренером и экспертом по инвестированию Фуадом Расуловым обсуждаем не просто самые актуальные события прошедшей недели, а те события, которые повлияли на мировые фондовые рынки.
Полина Волкова: реформисты должны отказаться от своего обещания
Результатом переговоров по бюджетной стратегии стал дырявый план – следующий бюджет составят с дефицитом, и даже на 2025 год осталась пустая строка на 400 млн евро: запланированы расходы, но не доходы. Правительство в ближайшие месяцы хочет обсудить «всем миром», какой бы новый налог ввести, чтобы найти еще денег. Вот мое предложение – новый налог, возможно, не понадобится, если Партия реформ откажется от своего предвыборного обещания, которое считается самым дорогостоящим в истории страны. Речь идет об устранении «налогового горба».
Результатом переговоров по бюджетной стратегии стал дырявый план – следующий бюджет составят с дефицитом, и даже на 2025 год осталась пустая строка на 400 млн евро: запланированы расходы, но не доходы. Правительство в ближайшие месяцы хочет обсудить «всем миром», какой бы новый налог ввести, чтобы найти еще денег. Вот мое предложение – новый налог, возможно, не понадобится, если Партия реформ откажется от своего предвыборного обещания, которое считается самым дорогостоящим в истории страны. Речь идет об устранении «налогового горба».
Владельцы нового кафе в Кренгольмском районе Нарвы: это бизнес, но бизнес для души
В Нарве открылось новое кафе. В бывшем здании заводоуправления Кренгольма, в этом подвале с потолками из красного кирпича, теперь располагается заведение под названием Kaar. Это произошло на фоне того, как другие предприниматели свои заведения, наоборот, закрывают. Основатели кафе Kaar Мария и Ахто Хинн рассказали ДВ, почему решили в третий раз в жизни открыть новое кафе, несмотря на то, что две предыдущие попытки были не очень удачными.
В Нарве открылось новое кафе. В бывшем здании заводоуправления Кренгольма, в этом подвале с потолками из красного кирпича, теперь располагается заведение под названием Kaar. Это произошло на фоне того, как другие предприниматели свои заведения, наоборот, закрывают. Основатели кафе Kaar Мария и Ахто Хинн рассказали ДВ, почему решили в третий раз в жизни открыть новое кафе, несмотря на то, что две предыдущие попытки были не очень удачными.