В третьем квартале ВВП Эстонии снизился на 2,4%. Это превзошло все ожидания аналитиков, которым теперь придется пересматривать ближайшие прогнозы. В то же время пара странных показателей дает надежду на то, что речь идет о статистической погрешности.
- Исключительно резкое падение добавленной стоимости в сельском хозяйстве (-107%) стало крупнейшим негативным фактором снижения ВВП в третьем квартале. Аналитики надеются, что речь идет о статистической погрешности. Фото иллюстративное. Foto: Andras Kralla
«Хотя мы предполагали, что ВВП сократится в третьем квартале как в годовом, так и в квартальном исчислении, снижение на 2,4% оказалось более слабым результатом, чем ожидалось», – признается главный экономист Swedbank Тыну Мертсина.
По сравнению со вторым кварталом экономика Эстонии с учетом сезонных колебаний снизилась на 1,8%. По словам аналитика Банка Эстонии Каспара Оя, это означает, что экономика уже второй квартал находится в рецессии.
2,4%
Снизился ВВП Эстонии в третьем квартале. Упали как налоговые поступления, так и добавленная стоимость. В текущих ценах объем экономики Эстонии составил 9,3 млрд евро, увеличившись за год на 13,9%.
Мертсина добавляет, что в этом году экономика Эстонии вообще не росла в квартальном исчислении – в первом квартале прирост был нулевой, а затем началось падение: «За первые три квартала этого года экономика Эстонии выросла всего на 0,7%, что является самым слабым показателем в Европейском Союзе на сегодняшний день. Тем не менее, в текущих ценах наблюдается значительный рост: в третьем квартале ВВП вырос почти на 14% в текущих ценах».
В связи с более значительным, чем ожидалось, падением ВВП в третьем квартале, аналитический отдел Swedbank также скорректирует в сторону понижения прогноз экономического роста на 2022 год. В октябре Swedbank прогнозировал рост на 0,5%. Кроме того, первая половина следующего года, когда ожидается сокращение экономики, также будет несколько слабее, чем предполагалось.
Банк Эстонии прогнозирует небольшой спад экономики по итогам 2022 года. В следующих кварталах годовой спад может усилиться, но во второй половине следующего года экономика должна начать восстанавливаться, считают аналитики.
Министерство финансов же старается сохранять более позитивный настрой. «Несмотря на сложные времена, экономические показатели в осенние месяцы в большинстве стран ЕС немного улучшились. Это дает надежду на то, что экономический спад пока останется умеренным», – уверяет аналитик министерства Мадис Абен.
Основная проблема – рост цен
Слабый внешний спрос, снижение покупательной способности и налоговых поступлений – причин экономического спада множество. «Однако основная причина – это рост цен. Первые два квартала экономика еще могла сопротивляться ему», – говорит ведущий аналитик Департамента статистики Роберт Мюйрсепп.
Объем налоговых поступлений в третьем квартале в текущих ценах по-прежнему был положительным, однако из-за инфляции реальный рост оказался отрицательным.
Мертсина отмечает, что из-за ослабления внешнего спроса экспорт товаров начал падать уже во втором квартале и продолжил падение в третьем. Экспорт услуг, однако, увеличился, что способствовало росту общего экспорта товаров и услуг.
- Главный экономист Swedbank Тыну Мертсина. Foto: Liis Treimann
«Для все большего числа компаний недостаточный спрос стал основным сдерживающим фактором экономической активности во второй половине этого года. В ноябре доля таких фирм составляла 58% в промышленности и 41% в сфере услуг», – добавляет он.
Спрос поддерживается за счет сбережений
Наряду с внешней торговлей страдает и вся экономика в целом. Многие предприятия не экспортируют сами, а являются торговыми партнерами компаний-экспортеров, осуществляя для них аутсорсинг. Ослабление внешнего спроса будет сдерживать рост производительности в экономике в целом, поскольку производительность экспортного сектора обычно выше, чем у ориентирующихся на внутренний рынок компаний.
В текущих ценах частное потребление увеличилось на 19,3%, однако ввиду быстрого роста потребительских цен в реальной стоимости произошло падение на 0,4%.
Каспар Оя в то же время отмечает, что, несмотря на очень быстрый рост цен, домохозяйства поддерживают потребление за счет сбережений: «В третьем квартале реальный объем частного потребления снизился всего на 0,4%. В то же время использование сбережений означает, что у людей будет меньше возможностей для смягчения будущих потрясений. То есть если новые риски материализуются, их влияние на экономику будет гораздо сильнее».
По мнению аналитика Swedbank Тыну Мертсина, в ближайшие кварталы средняя покупательная способность населения продолжит снижаться, однако в следующем году она либо останется на уровне этого года, либо даже незначительно вырастет. При этом, по прогнозам Swedbank, средняя покупательная способность восстановится до уровня 2021 года только в 2027 году.
Что произошло с сырьевыми секторами?
Аналитик Банка Эстонии Каспар Оя рассказывает, что неожиданным стало то, как именно рецессия повлияла на определенные сектора. Больше всего в третьем квартале пострадали энергетический сектор, горнодобывающая промышленность, а также сектора лесного и сельского хозяйства.
В то же время добавленная стоимость увеличилась в промышленности и строительстве, с которыми в последнее время связывают преимущественно негативные новости.
«Такие расхождения, вероятно, отражают большие изменения в относительных ценах», – говорит аналитик, предполагая, что к концу года статистика может быть скорректирована.
Мертсина также подчеркивает, что Департамент статистики несколько раз пересматривал как первый опубликованный, так и уже пересмотренный ВВП и его компоненты, поэтому не следует полагать, что опубликованные сегодня цифры точны и останутся таковыми.
- Аналитик Банка Эстонии Каспар Оя. Foto: Liis Treimann
Экономист обращает внимание, что среди видов деятельности основной вклад в падение ВВП в постоянных ценах внесло сельское хозяйство. По данным Департамента статистики, исключительно резкое падение добавленной стоимости в сельском хозяйстве (-107%) стало крупнейшим негативным фактором снижения ВВП в третьем квартале. «В то же время не видно, чтобы дела в секторе сельского хозяйства шли так плохо, из-за чего расчет добавленной стоимости данного сектора, а вместе с тем и ВВП, может быть некорректным», – поясняет он.
Несмотря на то, что промышленная статистика свидетельствует об усугублении спада производства в обрабатывающей промышленности в третьем квартале, добавленная стоимость этой отрасли выросла почти на 3%. По словам Мертсина, это можно объяснить тем, что компании продолжают производить много продукции из запасов. Так, доля изменения запасов от ВВП в третьем квартале достигла пяти процентов в текущих ценах и 16 процентов в постоянных ценах.
Похожие статьи
Предприятиям становится все труднее перекладывать свои растущие расходы на другие предприятия и конечных потребителей, пишет главный экономист Swedbank Тыну Мертсина.
По данным Департамента статистики, в третьем квартале 2022 года валовой внутренний продукт (ВВП) Эстонии снизился на 2,4% в годовом сравнении и составил в текущих ценах 9,3 млрд евро.
Никого не удивляет тот факт, что киберпреступников интересуют государственные учреждения или поставщики жизненно важных услуг. Однако для многих, вероятно, станет новостью то, что ежедневно атакам подвергаются и малые предприятия – часто даже они сами.