По словам члена правления Liwathon EOS Герта Тийваса, компания не ходатайствовала ни о каком исключении, а лишь направила МИДу список клиентов, с которыми у нее были заключены договоры еще до вступления санкций в силу.

Бизнесмены из министерского списка: «Из нас делают каких-то врагов народа»

Предприниматели, чьи фирмы попали в опубликованный МИДом список ходатайствовавших об исключении, мягко говоря, удивлены. «Мы сразу отказались от этой идеи, как только началась война», – говорит один из них о сотрудничестве с российским бизнесом.

Список из 28 компаний довольно разношерстный: в него вошли и один из крупнейших нефтепоставщиков в мире сингапурская Trafigura, и принадлежащая российскому Lukoil швейцарская компания Litasco, и дочерняя фирма «Газпром нефти» Baltic Marine Bunker, и государственная Operail, и принадлежащие крупному эстонскому бизнесу Alexela и Skinest. Последние три, правда, уже заявили, что требуют опровержения.

Ни одного литра

Недовольны и другие компании, угодившие в список, любезно предоставленный общественности министром иностранных дел Урмасом Рейнсалу. По словам представителя Eesti Aviokütuse Teenuste AS Таави Мяэсеппа, акционеры приняли решение не комментировать данную тему, поскольку это не в их интересах. В то же время он дал понять, что, по мнению компании, обслуживающей самолеты в Таллиннском аэропорту, информация МИДа вводит в заблуждение, и ни одного литра топлива фирма из России в Эстонию не ввозила.
7компаний прокомментировали ДВ свое попадание в список МИДа
Не импортирует в Эстонию российское топливо и Baltia Trading Company, утверждает член правления фирмы Олеся Омельченко, по словам которой, их компания только имеет контракт на розничную закупку топлива на территории РФ, но речь идет об очень небольших объемах.
«Топливо закупается исключительно в интересах и для нужд транспортных компаний – резидентов ЕС, которые осуществляют разрешенную законодательством Евросоюза перевозку товаров в или из РФ и в связи с этим вынуждены заправлять на территории России свой транспорт», – пояснила Омельченко. При этом, по ее словам, компания Baltia Trading Company не осуществляет импорт российского топлива или нефти в страны Евросюза и не планирует заниматься такой деятельностью.
Вторит ей и Сергей Меркулов, бывший собственник, а ныне директор йыхвиской компании Altair OÜ, для которого попадание в список стало шоком: «Я товарный брокер, мы продаем и покупаем товары. Топлива мы не возили никогда, ни одного литра. Да, мы планировали возить производные от нефтепродуктов – такая идея возникла у нас в прошлом году на фоне подорожания энергоносителей, но от этой идеи пришлось отказаться», – рассказал он «Деловым ведомостям».
По его словам, контракт существовал исключительно в проекте, и запрос фирма подала после того, как на вопрос о возможности поставок на таможне ему порекомендовали оформить соответствующее ходатайство. Попадание в список вызывает у него, по меньшей мере, недоумение. «Мы сразу отказались от этой идеи, как только началась война, а из нас делают врагов народа», – замечает он.

«Мы сразу отказались от этой идеи, как только началась война, а из нас делают врагов народа»

Сергей Меркулов
Директор йыхвиской компании Altair OÜ
О том, что контракты были «остаточными» или вовсе не были реализованы, говорит не только Меркулов. Кто-то на момент публикации списка уже переориентировался на другие рынки, оценив перспективы сотрудничества с россиянами как не самые надежные в ближайшем будущем. Кто-то замечает, что транзитные предприятия привыкли к тому, что условия постоянно меняются в худшую сторону, и научились вести бизнес несмотря на неблагоприятную конъюнктуру.
«Поскольку большая часть топливного транзита, проходящего через Эстонию, связана с Россией, санкции повлекут за собой значительное уменьшение объемов, – свидетельствует исполнительный директор и член правления маардуской фирмы AS LIWATHON E.O.S. Герт Тийвас. – Но предприятия транзитного сектора привыкли адаптировать и сокращать свою коммерческую деятельность уже на протяжении более десяти лет. Мы к этому привыкли и справимся».
По его словам, Liwathon EOS не ходатайствовала ни о каком исключении, а лишь направила Министерству иностранных дел в соответствии с постановлением Еврокомиссии список клиентов, с которыми у нее были заключены договоры еще до вступления в силу европейских санкций. Обнародование списка Тийвас комментировать не пожелал, заметив, что не берется оценивать работу министерства.

МИД опубликовал список из 28 компаний, которые запрашивали исключения на торговлю нефтепродуктами с РФ

Запрет на покупку нефти из России – это часть шестого пакета санкций, согласно которому Евросоюз с декабря отказывается от закупок российской нефти.

У компаний была возможность ходатайствовать о том, чтобы продолжать торговлю во время переходного периода. По условиям санкций, до 5 декабря 2022 года допускаются «разовые» сделки по импорту или исполнению контрактов на закупку российской нефти, заключенных до 4 июня.

О том, какие компании желают использовать переходный период, Эстония проинформировала Европейскую Комиссию к середине июня.

Читайте подробнее

Только на бумаге

Некоторые предприниматели оказались в списке сразу с двумя компаниями. Член правления занимающихся оптовой продажей химпродукции Venkon Group и Aurum Invest Владислав Беда сообщил «Деловым ведомостям», что у Aurum действительно есть подписанные контракты с поставщиками из России, зарегистрированные в соответствии с требованиями ЕС. Однако, по его словам, отсутствие интереса покупателей из Евросоюза к товару из РФ, высокий курс рубля, сложности с транспортом и расчетами в банковском секторе начисто лишили смысла работу по этим договорам.
«Контракты так и остались на бумаге, из подписанных довольно серьезных объемов в этом году ввезено в ЕС только 50 тонн битума», – говорит он, указывая на то, что фирма уже нашла замену поставкам из России, покупает товар в Западной Европе, и для этого товара нашлись новые покупатели и рынки, на которых компания ранее не работала.
Фирма Сергея Немировского Stacroloft торгует дизелем, бензином и битумом, об исключении он тоже ходатайствовал, поскольку у него есть уже заключенные контракты. «Того, что запрещено, мы не делаем. То, что не запрещено, делаем. Я был обязан это сделать, поскольку я человек законопослушный, – поясняет он. – Мне либо нужно было прекратить работу по существующим контрактам с россиянами, либо ходатайствовать об исключении».
«Среди них нет ни одной подсанкционной компании, это обыкновенные нормальные компании – не "Газпром", не "Роснефть". Это абсолютно нормальные, скромные компании, скромные заводы, которые как поставляли битум и дизель, так и поставляют», – говорит Немировский.
По его мнению, введенные Евросоюзом ограничения на торговлю не достигают своих целей: «Те санкции, которые должны насолить конкретным людям, не имеют ничего общего с тем, что происходит. Убивается средний и малый бизнес, и это не решает той глобальной проблемы, которая должна быть решена. Нынешние санкции стреляют из пушки по воробьям», – считает Немировский.

Почему вы не спрашиваете, например, о том, что я торгую газом, который из Польши идет в Украину? Или о европейском дизеле, который я продаю в Украину? Почему вам больше интересно, что я везу из России?

Сергей Немировский
Владелец компании Stacroloft
К своему попаданию в опубликованный министерством список он относится с некоторой иронией: «Я ехал и еду дальше, и чем дольше мне будет позволено это делать, тем дольше я еду. Почему вы не спрашиваете, например, о том, что я торгую газом, который из Польши идет в Украину? Или о европейском дизеле, который я продаю в Украину? Почему вам больше интересно, что я везу из России?»
Решение МИДа опубликовать список он оценивает как не очень корректное: «С другой стороны, какие тут секреты? Все компании и так друг друга знают», – замечает он.
Санкции сильно задели его бизнес, поскольку создают постоянные помехи в работе. Перспективы тоже не внушают оптимизма, но проблемы он собирается решать по мере их поступления: «Будем придумывать и переквалифицироваться», – говорит он, признаваясь, что еще не решил, чем будет заниматься.
Статьи по теме

Опрос ДВ: кто мог бы стать представителем правительства в Ида-Вирумаа и нужен ли региону инвестиционный фонд? «Это должен быть человек с местным бэкграундом»
Партии, ведущие коалиционные переговоры, договорились создать государственный фонд для инвестиций в Ида-Вирумаа, в который будет отчисляться часть платежей за загрязнение окружающей среды. Также решено создать должность представителя правительства в уезде.
Партии, ведущие коалиционные переговоры, договорились создать государственный фонд для инвестиций в Ида-Вирумаа, в который будет отчисляться часть платежей за загрязнение окружающей среды. Также решено создать должность представителя правительства в уезде.
Силовые инвестиции: борец из Тартумаа стал чемпионом мира и вложил деньги в могильный бизнес
Знаменитый эстонский борец, чемпион мира начала ХХ века Яан Яаго сколотил на спорте капитал и всеми силами старался его приумножить. Но выбирал для вложений экзотические объекты – от цирка в Сибири до ритуальных услуг.
Знаменитый эстонский борец, чемпион мира начала ХХ века Яан Яаго сколотил на спорте капитал и всеми силами старался его приумножить. Но выбирал для вложений экзотические объекты – от цирка в Сибири до ритуальных услуг.
Вкус биржи: разве это кризис? И Пауэлл туда же…
Как всегда в конце недели мы вместе с трейдером, тренером и экспертом по инвестированию Фуадом Расуловым обсуждаем не просто самые актуальные события прошедшей недели, а те события, которые повлияли на мировые фондовые рынки.
Как всегда в конце недели мы вместе с трейдером, тренером и экспертом по инвестированию Фуадом Расуловым обсуждаем не просто самые актуальные события прошедшей недели, а те события, которые повлияли на мировые фондовые рынки.
Почему в Грузии любят эстонцев?
«Почему в Грузии так тепло относятся к эстонцам?» – этот вопрос нередко возникает у гостей этой страны Южного Кавказа. Журналист ДВ Алексей Шишкин объясняет причины феномена и призывает активнее пользоваться «эстонским бонусом».
«Почему в Грузии так тепло относятся к эстонцам?» – этот вопрос нередко возникает у гостей этой страны Южного Кавказа. Журналист ДВ Алексей Шишкин объясняет причины феномена и призывает активнее пользоваться «эстонским бонусом».
Таллиннский маклер создала портфель клиентов благодаря ведению Instagram
Анна Данилова, маклер Pindi Kinnisvara и гостья передачи «Деловые люди» на радио Äripäev, рассказала, как активное ведение Instagram помогло ей с нуля создать клиентский портфель. «Люди хотят видеть и слышать человека, а не просто смотреть на красивые картинки», – говорит Данилова.
Анна Данилова, маклер Pindi Kinnisvara и гостья передачи «Деловые люди» на радио Äripäev, рассказала, как активное ведение Instagram помогло ей с нуля создать клиентский портфель. «Люди хотят видеть и слышать человека, а не просто смотреть на красивые картинки», – говорит Данилова.