Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Про инопланетян

    Если завтра, прямо в центре Таллинна, высадится десант инопланетян, то... никто толком не ответит: дальше-то что с ними делать?

    С точки зрения закона — прежде всего надо проверить паспорта. На предмет легальности их пребывания на Земле вообще и в Эстонии в частности. Но это же инопланетяне! У них таких документов отродясь не водилось! Не прогонять же их к себе на Марс из-за формальностей. Все-таки, представители чужой цивилизации. Так что фиг с ним, с законами: «перспективка» важнее. И это правильно.
    Схожая ситуация сложилась и с дисконт-порталами: появились они ниоткуда, в 2010-м году, обрели бешеную популярность, и только по ходу пьесы выяснилось, что в Эстонии нет законов, четко регламентирующих их деятельность. Отсюда — куча вопросов, спорных ситуаций и непозволительной самодеятельности, не говоря уже про конфликт интересов розничной и интернет-торговли.
    Давайте разберемся со всем этим сообща.
    Прежде всего — с финансовой моделью. Случилось так, что все порталы, в том числе и наш (www.minuvalik.ee, у его истоков стоял лично), запустился «как есть»: ведь никто не знал какой отклик он получит, поэтому во все тонкости и не вникали.
    Поначалу работали по простой посреднической схеме: «купили — перепродали». Однако, работая с отелями (ставка НСО 9%) и не налогообязанными предприятиями столкнулись с особенностями начисления налога с оборота. Поэтому в том же 2010-м году обратились за помощью и разъяснениями в Налоговый департамент. Он выдал однозначную рекомендацию: если вы оказываете предприятию рекламную, а не торговую услугу (случай без исключения всех дисконт-порталов), то платеж клиента рассматривается как платеж в пользу реального продавца и никак иначе. Продавец выставляет счет клиенту по своей ставке НСО, а вы — счет продавцу, за свою рекламную услугу, со всеми вытекающими.
    То есть, ключевое:
    1. Продажа со скидками не является будничной торговлей: это — реклама! Если кто-то утверждает обратное, то пусть всегда работает за -50%. А раз так, то все акции со скидками должны носить кратковременный, рекламный характер. Чтобы не обваливать рынок.
    2. Продавец всегда должен получать 100% денег сразу после проведения рекламной акции, а не после окончания срока действия ваучеров. Это регламент Налогового департамента.
    3. И всю ответственность по предоставлению товаров или услуг несет исключительно продавец, а не дисконт-портал.
    Просто? Справедливо? Да! Но вдруг выяснилось, что невзирая на наличие четких рекомендаций «вообще» в Эстонии нет законов, регламентирующих деятельность подобных порталов «в частности». Интернет-магазинов — есть: например, есть установка по 14-ти дневному возврату средств. Но интернет-магазин — это посредническая модель, никакого сходства с дисконтной не имеющая. А раз так, то... каждый стал трактовать эту ситуацию в свою пользу.
    Департамент защиты прав потребителей (ТКА) занял оборонительную позицию: ответственен тот, кто получает деньги. Даже несмотря на то, что получателем средств является сторона, выдающая чек за оказание услуг, а не принимающая деньги. Второй момент с ТКА — главное, это вернуть деньги в 14-ти дневный срок после покупки. А если проблемы случатся на 15-ый день? В законе об этом ничего не сказано, поэтому «давай, до свидания!».
    Разумеется, особо ушлые дисконт-площадки, - а их, увы, подавляющее большинство, -  воспользовались этой хитростью в корыстных целях и под видом заботы о покупателях стали удерживать деньги в своем кармане. То есть, с одной стороны они стали работать как бы по рекламной модели (потому что открещиваются от обязательств продавцов), но по части выплат партнерам — строго по посреднической (держат у себя деньги до двух недель, а затем рассчитываются частями, по мере востребования ваучеров). Тем самым создав прецедент финансовых пирамид: жить в долг, рассчитываясь по первым кампаниями за деньги, полученным по последним.
    Чтобы не быть голословным — цитата из правил одного (из крупнейших) порталов Эстонии, внимательно вчитайтесь в текст: «Ни в каких случаях Посредник [дисконт-портал, прим.] не несёт ответственности. [...] ответственность за поворот исполнения Договора продажи несёт Торговец. Выданные Посредником Ваучеры, в т.ч. не использованные в течение Периода выкупа [14 дней, прим.] Ваучеры, ни на каких условиях не подлежат частичному или полному обмену на деньги. Если Пользователь не использует Ваучер в течение Периода выкупа, то Договор продажи между Пользователем и Торговцем (в т.ч. права и обязанности, возникшие в течение срока действия Договора продажи) считается прекращенным, однако депонированная у Посредника сумма Пользователю не возвращается и она в полном объёме оставляется Посреднику.»
    Перевожу на понятный язык: вы купили услугу на дисконт-портале. Забыли ею воспользоваться. И в течение 14-ти дней не потребовали деньги назад. Все, «давай, до свидания!». Этих денег не увидите ни вы, ни продавец! Часть денег продавец получит спустя какое-то время после кампании, еще часть, - если ваучеры будут обслужены, после окончания их действия. Остальное ляжет в карман «посреднику».
    С точки зрения Департамента защиты прав потребителей — очень удобная модель: 14 дней гарантированы? И славно, закон соблюден. С точки зрения покупателя? Отчасти тоже хорошо: основные возвраты средств идут именно в первые дни, после забываются. А продавца? Вот тут все непросто: мало того, что ему приходится работать за «половину цены», так еще и деньги приходится буквально выпрашивать! Тот, кто имеет подобный опыт, подтвердит: заявленная 10% комиссия при таком раскладе легко превращается в 50% фактическую.
    Ловкость слов и никакого обмана! Достаточно заявить «мы любим вас, мы заботимся о вас!» и все, вы попали! Предложить наилучшие условия, а после развести руками: «сами виноваты, мы вас не заставляли». Или стать счастливым покупателем миллионного ваучера, купившись на «Вау!»-эффект, а после занять миллионное же место в очереди и задуматься: на кой черт мне такое «вау» и такая экономия?
    Все дело — в нюансах: не обманывать себя и других. Расскажу о некоторых особенностях на примере minuvalik.ee (потому что знаю изнутри, а не ради рекламы, не подумайте плохого): что есть на самом деле, и как эту ситуацию пытаются выставить «для показа».
    Во-первых, основная часть возвратов заявляется в первые же дни кампаний, поэтому держать деньги у себя 14 дней нет никакого смысла: в 95% всех случаев мы сами возвращаем деньги в первые же дни, пока идет кампания (потому что деньги еще у нас, хотя и не должны – исключительно для ускорения процесса), а после этим занимается уже продавец, с которым мы всегда и сразу производим 100% расчет. Случаи, когда продавец отказывается возвращать деньги клиенту крайне редки: имя и репутация ему дороже.
    Во-вторых, проблема с массовыми возвратами надуманна на ровном месте: например, в ноябре у нас было 7911 «продаж», при этом возвратов — всего 13. То есть, на каждую тысячу сделок приходится менее 2-х возвратов! Вопрос: имеет ли смысл держать деньги по кампаниям, имеющим несколько десятков или даже сотне сделок, если вероятность возврата по ним — менее одного случая?
    И в-третьих: удержание даже части средств не решает проблему «15-го дня» - срока, когда заканчиваются гарантии по возврату денег. То есть, если продавец закроет свои двери спустя 14 суток, то — все: смотрите договор.
    Тут же замечу, что геройская позиция, занимаемая некоторыми порталами, мне крайне не симпатична: я категорически против того, чтобы дисконт-порталы отвечали по обязательствам нерадивых продавцов! Почему? Потому что тем самым они плодят их в геометрической прогрессии!
    Посудите сами: мошенник проводит кампанию, получает деньги (полностью или частично) и смывается с ними. Все! Дисконт-портал, гордо выпятив грудь, компенсирует траты покупателям. А мошенник чист! Ему на смену приходит другой, третий, четвертый...
    Нет, ребята, так нельзя: словами Глеба Жеглова «вор должен сидеть в тюрьме!». И посадить его туда может только пострадавшая сторона — покупатель. Поэтому задача дисконт-портала не быть добреньким, белым и пушистым, а помочь в подготовке коллективного иска, чтобы вздернуть мошенника на колу и получить с него все деньги назад, до самой последней копейки! Чтобы впредь неповадно было!
    К чему этот фальшивый популизм? Народные обещания «мы им покажем!»? Многим уже показали? Ну-ка, факты?
    И на закуску — про очень популярную нынче торговлю товарами со скидками: это очень интересная тема! Но и тут не без подводных камней: посмотрите на это глазами розничных торговцев и оптовиков. Конечно, подобная схема (торговля товарами на дисконт-порталах) очень эффективна: люди приходят туда ежедневно, за «хорошими ценами», много покупают. Но вместе с тем продажа товаров с минимальной торговой наценкой создает нездоровую конкуренцию рознице, вынужденной нести крупные потери: ведь она выкупает товар сразу,  крупными партиями, вынуждена платить за аренду, работу персонала, прочее. Поэтому розница не в восторге от такого расклада дел. И оптовики — тоже, потому что понимают: розницу обижать нельзя.
    Отказаться от товаров на дисконт-порталах? Нет! Но делать это можно цивилизованно: для рекламы новых товаров. Ограниченными партиями. Для продажи излишков. Зачем ходить по трупам?
    В порядке заключения: если год назад на рынке было 30 игроков (дисконт-порталов), то сейчас осталось менее десятка. Реально «живых» - и того меньше. И если завтра все без исключения продавцы потребуют у дисконт-порталов 100% расчета, то, подозреваю, мы останемся в очень скромной компании. Хотя бы потому что пока я держу руку на пульсе minuvalik.ee иной модели как «жить на честно заработанные, не залезая в чужой карман» я не вижу. И не допущу. К чему призываю всех своих коллег и конкурентов.
    Есть вопросы? Спрашивайте: [email protected]
    Autor: Андрей Касьяненко
  • Самое читаемое
Роосааре не смог воспользоваться коррекцией: хотел купить Google, но не получилось
Инвестор Яак Роосааре признался Äripäev, что хотел воспользоваться вчерашней коррекцией для того, чтобы купить акции материнской компании Google, Alphabet, по низкой цене, но по техническим причинам не смог этого сделать.
Инвестор Яак Роосааре признался Äripäev, что хотел воспользоваться вчерашней коррекцией для того, чтобы купить акции материнской компании Google, Alphabet, по низкой цене, но по техническим причинам не смог этого сделать.
Владимир Свет: я почему-то думаю, что банки из-за повышения налогов из Эстонии не уйдут
«Это правительство не только про новые налоги и урезание расходов госсектора, но еще и про способствование инвестициям, улучшение экономического климата, и я искренне надеюсь, что эти меры, которые, как мне показалось, осторожно, но все-таки с некоторым оптимизмом часть предпринимательской сферы восприняла, дадут свой эффект», – заявил новый министр инфраструктуры Владимир Свет в подкасте ДВ «Делов-то!».
«Это правительство не только про новые налоги и урезание расходов госсектора, но еще и про способствование инвестициям, улучшение экономического климата, и я искренне надеюсь, что эти меры, которые, как мне показалось, осторожно, но все-таки с некоторым оптимизмом часть предпринимательской сферы восприняла, дадут свой эффект», – заявил новый министр инфраструктуры Владимир Свет в подкасте ДВ «Делов-то!».
Новые-старые лица, кризисный менеджер и продолжение налогового фестиваля
Выбор для сферы финансов такого жесткого «кризисного менеджера», как Юрген Лиги, нельзя считать худшим, считает политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
Выбор для сферы финансов такого жесткого «кризисного менеджера», как Юрген Лиги, нельзя считать худшим, считает политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
Юрген Лиги о повышении налогов: по паре процентов ко всему
Юрген Лиги, который скоро займет пост министра финансов, прокомментировал свое видение экономической ситуации: «С учетом состояния экономики мои предпочтения были бы другими, но нужно реализовать то, что возможно, но увы, возможно именно это. Уже много лет я предупреждал, что так и будет».
Юрген Лиги, который скоро займет пост министра финансов, прокомментировал свое видение экономической ситуации: «С учетом состояния экономики мои предпочтения были бы другими, но нужно реализовать то, что возможно, но увы, возможно именно это. Уже много лет я предупреждал, что так и будет».