Таллинн нуждается в целенаправленной жилищной политике по примеру Хельсинки, которая создала бы предпосылки для появления работающего рынка арендной недвижимости. В сотрудничестве с частными застройщиками город мог бы создавать доступные по цене площади, пишет вице-мэр Таллинна Мадле Липпус.

- Вице-мэр Таллинна от СДПЭ Мадле Липпус.
- Foto: Andras Kralla
Согласно данным Департамента статистики, индекс цен на жилье вырос во втором квартале 2025 года на 5,5% в годовом исчислении. Рост цен затрудняет для многих приобретение собственного жилья, но особенно для тех, чья значительная часть доходов уже сейчас тратится на покрытие жилищных расходов.
В Таллинне отсутствует работающий рынок арендной недвижимости, который предлагал бы арендные квартиры по разумной цене. Эксперт сферы недвижимости Тыну Тоомпарк
даже сказал, что бизнес-деятельность по долгосрочной аренде вымерла.
Вымирание долгосрочной аренды отражается, например, в объявлениях: доступны маленькие квартиры, стоимость аренды которых многим просто не по карману, в том числе учителям, спасателям и молодым семьям. Из города уезжают не потому, что мечтают о жизни на селе, а потому, что в столице просто нет доступного жилья.
Статья продолжается после рекламы
Этот тренд заметили и застройщики.
Выбор – ограничен, цены – высокие. Не удивительно, что молодежь попадает в арендную ловушку – высокая арендная плата проглатывает доходы и на первоначальный взнос по жилищному кредиту ничего не набирается. Еще тяжелее копить тогда, когда цены на жилье с каждым годом убегают вдаль. Это свидетельствует о том, что наша жилищная политика не служит потребностям горожан.
Ускорение планировок затормозит рост цен
Когда речь идет о доступном жилье, всегда упоминается проблема медленного рассмотрения детальных планировок. И действительно, длинное время рассмотрения – это расход: в первую очередь для застройщика, а за счет этого и для покупателя новой квартиры, который оплачивает в том числе и накопившиеся за годы расходы по процентам.
Но это расход и для города, который теряет качественно застроенные жилые площади и налогоплательщиков из-за людей, которые переезжают за городскую черту.
Поэтому ускорение детальных планировок и выдачи разрешений на строительство – приоритет и базовая гигиена, которые должны быть достигнуты в любом случае. В текущем году Таллинн уже принял рекордное количество решений по планированию. Это стало возможным благодаря обновленной структуре управления и модернизированным процессам, в ходе которых последовательно уменьшалась расточительная бюрократия.
Несколько недель назад получила широкую огласку новость о том, что планировку нового здания посольства США утвердили меньше, чем за три года. Это и должно быть новым стандартом – максимальный срок утверждения планировок не должен занимать более трех лет.
Есть чему поучиться у Хельсинки
Жилищная политика Таллинна до сих пор оставалась пассивной. В центре развития недвижимости была продажа, а не доступная арендная площадь. Жилье превратилось в инвестиционный объект, а не место, предназначенное для жизни. Краткосрочная аренда процветает, часть квартир вообще стоит пустыми – как тут может расти рынок долгосрочной аренды?
Представители частного рынка признают, что интерес к развитию долгосрочных арендных квартир низок, потому что доходность низкая. Поэтому нет смысла ждать, чтобы что-то изменилось само по себе.
Статья продолжается после рекламы
Соседняя столица – Хельсинки – поставила себе цель, чтобы в каждом городском районе выбор жилплощади был сбалансированным: примерно половина населения на личных жилых площадях, 40% – на арендных (половина которых, в свою очередь, регулируется или субсидируется) и от 10 до 15% относится к различным промежуточным форматам.
Также есть договоренность, что до 40% новых жилых площадей должны быть доступны либо по продажной цене, либо по размеру арендной платы.
Решения ищут целенаправленно – не надеются только на невидимую руку рынка. В Хельсинки у проживающих в арендном жилье людей после уплаты жилищных расходов остается больше денег на другие траты, чем у тех, кто живет в своем.
Таллинн также нуждается в целенаправленной жилищной политике, которая создала бы предпосылки для появления работающего рынка арендного жилья.
Город создает условия, а частный сектор строит
Разумеется, городской бюджет не позволяет городу строить арендные квартиры в одиночку. Но ролью города и должно быть не строительство, а создание условий – это можно сделать с помощью городского предприятия, которое довело бы план развития недвижимости до этапа застройки, выделило землю, провело планировку и довело проект до получения разрешения на строительство. После этого были бы привлечены частные инвесторы.
Планировка и земля составляют пятую часть от цены квартиры. Если бы эти расходы покрывал город и остальная часть развития недвижимости оставалась бы прозрачной и приближенной к рынку, то можно было бы предложить арендное жилье, которое стоило бы только 80% от рыночной цены.
Это не составляло бы опасности для рынка торговли недвижимостью или долгосрочной аренды, а уравновешивало бы ситуацию и обеспечивало бы нормальное функционирование города. Для сохранения рабочих мест и услуг в Таллинне нужно, чтобы здесь можно было и жить – а не только работать.
Благодаря более низким расходам на арендную плату у людей появилась бы и возможность делать накопления, чтобы в будущем купить свое собственное жилье.
Статья продолжается после рекламы
Арендная плата снизилась бы
Рынок в одиночку не решит проблему – особенно в ситуации, когда у частного сектора и так отсутствует мотивация заниматься развитием арендного жилья. Таллинну нужно сделать выбор, позволить ли рынку аренды зачахнуть или сознательно создать город, где каждый человек может найти себе дом.
Проведенные с застройщиками обсуждения ясно показывают, что интерес частного сектора к созданию арендных квартир прохладен – поэтому нереалистично ожидать, что, если продолжать в том же духе, в Таллинне сам по себе появится стабильный рынок доступной аренды жилья.
Мы видим решение в создании городского предприятия, которое будет доводить проекты до этапа строительства и затем привлекать частных инвесторов.
От конечной цены квартир примерно пятую часть составляют стоимость земли и расходы, сопряженные с рассмотрением планировок. Ускорением планировок мы уже занимаемся и продолжим заниматься в любом случае – здесь нет и вопроса.
Но если бы город выделял для развития арендного жилья землю и доводил проекты до разрешения на строительство, можно было бы достичь такой стоимости арендной платы, которая оставалась бы на уровне примерно 80% от рыночной.
Для частных инвесторов это означало бы умеренную, но стабильную доходность, а также долгосрочную возможность инвестировать с низким риском. Все проекты должны осуществляться на прозрачных и близких к рыночным условиях. Это – не попытка вступить в конкуренцию с частным сектором на рынке торговли жильем, а стратегический шаг, который создаст на рынке арендного жилья более доступные жилые площади.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Если в многоквартирном доме более 20% жилья принадлежит юридическим лицам, то государственную субсидию квартирное товарищество получить не сможет. Столичные власти аргументируют это тем, что, лишая денег предпринимателей, они таким образом заботятся о жильцах. Эксперт в области недвижимости Тыну Тоомпарк не видит в этом никакой логики.
В городских и волостных собраниях немало предпринимателей, у каждого из которых есть свои причины, почему помимо развития собственных компаний они хотят работать в местных самоуправлениях.
Призрак триумфа Центристской партии на октябрьских выборах настолько пугающе «простер совиные крыла», что социал-демократ Раймонд Кальюлайд как бы в шутку призывает в Таллинне «болеть за EKRE». Но поскольку в каждой шутке есть только доля шутки, призыв Кальюлайда держать кулаки за национал-консерваторов, которых его родная партия, казалось бы, на дух не переносит, выглядит не столь уж и шуточным, пишет политический обозреватель Эльконд Либман.
27 сентября в Таллинне состоится закрытая встреча с представителями одного из крупнейших девелоперов Ближнего Востока — компании DAMAC Properties.