“В ближайшие месяцы я предвижу подъём бирж
на гораздо более высокий, чем сейчас, уровень”, - заявлял известный американский
экономист Ирвинг Фишер в октябре 1929 года. Две недели спустя индекс Dow Jones
упал за два дня больше чем на 23%.
Реноме Фишера оказалось погубленным. Такая же судьба постигла и современных оракулов, которые поддерживали низкие процентные ставки, льготные условия предоставления кредитов и деривативы - всё то, на что сейчас сваливают вину за всемирный биржевой кризис.
Они опирались на теорию равновесия рынка, согласно которой, рынок представляет собой отлично саморегулирующуюся систему, которую удерживают в равновесии фундаментальные экономические показатели. По этой теории, инвесторы, покупая и продавая ценные бумаги, выносят рациональные решения.
Но, по словам многих учёных-экономистов, при помощи теории равновесия невозможно объяснить биржевой крах ни в 1929-м, ни
Статья продолжается после рекламы
в 2008 году. В неопределённые времена складывается, скорее, комбинация из недоверия, боязни идти на риск и естественного инстинкта самосохранения.
Финансовый сектор стал для инвесторов ящиком Пандоры
“Это породило всеобщее недоверие”, - сказал в интервью агентству AFP научный директор французского центра исследования кризисов Crisis Watch Тьерри Либер.
Учёный из парижской консалтинговой фирмы Equancy Робер Зараде отметил, что для многих инвесторов финансовый сектор стал подлинным ящиком Пандоры, содержимое которого неизвестно и опасно.
“Инвесторы не в состоянии оценить риски, потому что многие банки связаны узлами взаимных сделок, которые они не могут распутать, - сказал Зараде. - Во время больших кризисов иррациональность играет очень большую роль”.
Дидье Сорнет, возглавляющий кафедру коммерческих рисков Швейцарского федерального технологического института, полагает, что описанный в теориях Дарвина стадный инстинкт вовсе не обязательно носит иррациональный характер.
“Наблюдая за деятельностью
Статья продолжается после рекламы
своих соседей, можно получить много информации, важной с точки зрения выживания”, - отметил Сорнет.
Стадный инстинкт участников рынка - опасен
Консолидация участников рынка, аналитиков и фондовых управляющих ведёт, по словам Сорнета, к возникновению опасной, основанной на одной единственной идее культуры.
“Среди аналитиков и фондовых управляющих стадный инстинкт занимает очень важное место. Во-первых, он выражается в сборе информации. Во-вторых, надёжнее быть единицей в ошибающемся стаде, чем оставаться в одиночестве, принимая правильные решения”, - пояснил Дидье Сорнет.
Одновременно эксперты подчёркивают, что на поведение участников рынка оказывает влияние социальный фон.
Среди инвесторов, сосредоточенных в группы, распространяются слухи и происходит обмен электронными письмами, с помощью которых они координируют свои действия. Но это может привести к эффекту домино на хронически нестабильном рынке. В марте французский физик Жан-Филип Бушар с коллегами опубликовали исследование, опровергавшее идею о том, что биржи реагируют на новости, что, согласно теории равновесия рынка, должно служить одним из главных факторов.
Информация об акциях не привела ни к росту цен, ни к их колебанию. Реальность оказалась противоположной: после новостей волатильность акций уменьшилась.
Autor: Виллу Пяэрт
Похожие статьи
Расположенная в Кохтла-Ярве компания TNC-Components является одним из крупнейших в Эстонии производителей мебельных компонентов, мебели для кухонь и ванных комнат, а также гардеробов. Свой вклад в обеспечение того, чтобы действующая уже более 20 лет компания могла успешно расти и развиваться, вносит и Ида-Вирумааское отделение Кассы по безработице. На сегодняшний день именно найденные сотрудниками этого отделения люди занимают большинство рабочих мест, которых в компании в общей сложности 115.