Пока праздник продолжался, все было очень красиво. Молодые исландские предприниматели выступали в роли удалых викингов нового времени, покорявших Европу, сгребая там фирмы, словно игроки фишки. Теперь они засели преимущественно за границей, тоже ведя оттуда огонь по правительству.
Йон Асгейр Йоханнессон, скупивший ряд торговых сетей в Великобритании и бывший крупным акционером банка Glintnir, первым оказавшегося в отчаянном положении, называет его национализацию крупнейшим ограблением банка в истории Исландии. Богатейший исландец Тор Бьорголфссон также обвиняет правительство и Центробанк, неверныве решения которых – прежде всего огосударствление банка Glintnir – вызвали цепь событий, приведших к коллапсу финансовой системы Исландии.
Но и власти не берут вину на себя. Давид Оддссон обвиняет центробанки развитых стран, не пришедшие на помощь, когда Исландия обратилась за ней летом к ним, чтобы пополнить валютные резервы. Виноват британский премьер Гордон Браун, который для защиты собственных вкладчиков активы исландских банков. Под давлением Лондона - пока не будет решен вопрос о замораживании вкладов – запоздала помощь МВФ. Виновато правительство Швеции, которое «не любит Исландию», поскольку потребовало, прежде, чем предоставить помощь, наличия конкретного плана спасения экономики, и т.д.
На прошлой неделе, наконец, родилось соглашение, по которому Исландия получит от МВФ и европейских государств свыше 10 млрд. долларов. Доля МВФ составляет в этой сумме 2,1 млрд. долларов.
Первая задача – вновь поставить на ноги и вернуть свободную конвертируемость исландской кроне, которая потеряла 70% своей стоимости. Для защиты кроны Центробанк Исландии поднял процентную ставку до 18% и, видимо, поднимет ее еще. Стабилизация кроны особенно важна для восстановления внешней торговли и по той причине, что многие исландцы брали валютные кредиты, которые вдобавок индексировались по мере инфляции.
Кредит МВФ принесет облегчение, но не спасет Исландию от тяжелого экономического кризиса. Согласно прогнозу МВФ, ВВП страны сократится в будущем году на 10%. Аналитики опасаются, что инфляция раскрутится до 20%, а уровень безработицы достигнет 10% - и это в стране, где безработица обычно не превышала 1%.
На этом фоне неудивительно, что треть исландцев готова, согласно опросам, покинуть страну.
Амбициозные планы Исландии стать финансовым центром нового времени провалились, и страна вновь посматривает в сторону традиционных отраслей. Например, экономический кризис не затронул своеобразнейшую природу острова, и многие иностранцы спешат воспользоваться тем, что цены в результате коллапса исландской кроны, там упали, Нынешней осенью особенно выросло количество туристов из Великобритании и США. Переночевать в четырехзвездочном отеле на прошлой неделе можно было за 70 долларов.