Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бизнес, не терпящий пустых кресел

    Сегодня на пятничный кофе в dv.ee пришли Сергей и Наталья Логиновы, собственники салона красоты X-mode.

    Сколько лет насчитывает ваш опыт руководства собственным салоном?
    Наталья: Семь лет наш парикмахерский салон находился в Coca-Сola Plaza, и уже более 7 месяцев, некоторые из наших клиентов, из числа не самых частых гостей, с удивлением разводят руками, куда делся их любимый салон? Мы переехали в уютное и закрытое от посторонних глаз помещение на улице Харидусе.
    Наталья, давно ли вы связали свою жизнь с профессией парикмахера?
    Наталья: Парикмахером я работаю с шестнадцати лет. В конце 90-х муж стал уговаривать меня открыть собственный салон. Сначала я была против подобной идеи. Так как, во-первых, пугало отсутствие чёткого представления, что и как для этого необходимо, а во-вторых, обычный страх, связанный с ответственностью и рисками. Тем не менее, настойчивость супруга взяла верх, и мы стали искать помещение. Coca-Сola Plaza еще только строилась, и мы подумали, что откроем салон в самом центре Таллинна. И не прогадали.
    Осознание того, насколько труден этот бизнес, пришло сразу по окончанию восторгов открытия и радостных поздравлений друзей и родственников. В буквальном смысле слова, я просто жила в Coca-Сola Plaza, каждый день с 9 утра до 9 вечера я находилась в салоне. Самое тяжёлое было наладить работу коллектива, урегулировать отношения между коллегами. В какой-то момент поняла, что для того, чтобы руководить, мне не хватает образования, статуса. Всему пришлось учиться параллельно с работой, в этом очень полезной и своевременной были помощь и поддержка супруга. Набираясь опыта и выстраивая свой стиль руководства, стала принимать участие в различных учебных программах, семинарах, тренироваться и выступать на соревнованиях парикмахеров.
    Самым большим достижением на сегодняшний день, считаю своё участие в составе сборной команды Эстонии на Чемпионате Мира по парикмахерскому искусству в Милане в 2004 году, а затем, поступившее в 2007 году, предложение от профессиональной торговой марки Sсhwarzkopf, быть их мастером-методистом по обучению парикмахеров.
    Учитывая ваш опыт, сложнее ли руководить работниками или быть парикмахером и выстраивать взаимоотношения в коллективе, с начальством?
    Наталья: Сложно в любом случае, когда нет полноценных знаний. Считаю, что профессию нужно знать изнутри, постоянно совершенствоваться. Высокий профессионализм в профессии, понимание её специфики, помогают не только процветанию, но и взаимоотношениям в коллективе.
    Сейчас меня воспринимают не только как начальника, но и как коллегу, специалиста. В повседневной работе с коллегами у нас двустороннее движение, друг другу помогаем, при необходимости советуемся. Основную часть коллектива составляют мастера, с которыми мы сотрудничаем более 5 лет, и конечно те, с кем мы прошли уже огонь и воду, кто работает с нами со дня открытия.
    Очень приятным фактором является то, что в коллективе никто не дистанцируется от повседневных хлопот, кто протрёт пыль, кто польёт цветы и вынесет их в тёплый день подышать на улицу, помогают ухаживать за рыбками в аквариуме.
    Конечно, не просто выработать стиль поведения, одновременно являясь владельцем и коллегой. Необходимо быть очень внимательным, контролировать свои слова и поступки. Если в процессе работы мне приходится делать замечание, то должна делать его с позиции руководителя, а не как коллега. На первоначальном этапе развития не обошлось без текучки кадров. На сегодняшний день у нас сложился дружный коллектив. Многие сотрудники заинтересованы в своём профессиональном росте, постоянно в учебных разъездах, некоторые оказывают мне помощь в проведении учебных семинаров.
    Сложно ли было всё заново начинать на новом месте?
    Сергей: Нет не сложно, потому что мы были к этому готовы, а также важным фактором было то, что к нашему большому счастью, нас окружают прекрасные друзья и знакомые, которые в меру своих возможностей оказывали нам помощь и поддержку. На завершающей стадии весь наш коллектив принимал активное участие в «доработке» и подготовке салона к открытию.
    Как сейчас вы выживаете?
    Сергей: Сейчас мы уже «прижились» на новом месте. Переезд не был нам страшен. У салона за эти годы сложилась большая клиентура, которая по достоинству оценила обстановку и комфорт нового салона.
    Наталья: Теперь нам есть, с чем сравнивать. Когда мы находились в Coca-Сola Plaza, вся наша работа была на виду, у нас был прозрачный бокс. Некоторые клиенты испытывали дискомфорт, ощущая на себе взгляды прохожих. Сейчас те же самые люди, посещая нас на новом месте, чувствуют себя более раскрепощёно, с удовольствием поддерживают общие темы разговоров, в которых порой участвуют одновременно все присутствующие.
    Легко ли открыть и развивать свой салон красоты?
    Сергей: Обладая знаниями и финансовыми возможностями это сделать не сложно. Гораздо труднее даются повседневные усилия по сохранению и развитию предприятия. Очень сложно собрать команду, ведь приходится принимать во внимание не только профессиональные навыки, но и человеческие качества. В процессе работы приходится решать много вопросов не только хозяйственных, но и самых что ни на есть житейских. Нам даже с супругой не всегда легко удавалось найти компромисс в том или ином вопросе.
    Наталья: Меня удивляет подход некоторых предпринимателей. Обеспеченные люди начинают этот бизнес, слабо разбираясь в его тонкостях. Даже в планировке расположения рабочих мест есть свои нюансы, мало кто понимает и учитывает эти моменты. Помощь дизайнера в таких случаях тоже не всегда полезна, если он не имеет чёткого представления о специфике предприятия. Ведь кроме эстетических моментов есть понятие функциональности. Вслед за этим встаёт вопрос кадров. Первыми эшелоном появляются те, кто только-только оканчивает училище или курсы. Такому салону приходится не легко, до мастерства далеко. Нет профессионализма – нет клиентов. Должны быть обязательно опытные мастера, которые могут научить, а при необходимости подсказать и помочь новичкам. Но, как правило, такие мастера уже нашли свои места. А пока молодые наберутся опыта, пройдёт время, которое может сыграть злую шутку. Проезжая на машине, невольно заглядываю в окна открывшихся салонов, где стоят, скучают работники и пустуют кресла клиентов. Работы нет, надо закрываться.
    Есть ли разделения салонов по уровням? Если да, то, к какому относится ваш?
    Сергей: Да, конечно, это разделение не трудно заметить: по территориальному признаку, по инвестициям в обстановку и качество оборудования и обслуживания и, конечно, цене на услуги. Как правило, статус или уровень салона определяется сочетанием этих факторов.
    Наталья: В нашем салоне ставка делается на качество обслуживания. Это касается всего - первой встречи клиента, умения правильно уловить его пожелания и запросы, до рекомендации, или даже обоснования клиенту отказаться от каких-либо притязаний, в случаях, когда опыт и интуиция подсказывают, что желаемое не будет соответствовать существующему стилю и облику.
    Сергей, почему вас заинтересовала эта область? Жена способствовала?
    Сергей: И жена и работа. До основания фирмы я работал в компании, занимающейся оптовой торговлей товаров для парикмахерских салонов, профессиональной косметики.
    Получилось, что у меня было понимание структуры, финансового устройства компании, а у Наташи был профессиональный опыт. В какой-то момент пришло понимание, что надо соединить накопленный опыт ее и мой и создать что-то общее.
    Какие основные нюансы вашего бизнеса существуют? В чем сложность?
    Сергей: Первая и основная сложность в нехватке квалифицированного персонала. В целом, в этой отрасли всегда существовала проблема с кадрами. Желающих много, но действительно владеющих профессией гораздо меньше. Наличие в салоне специалистов высокого уровня является определяющим фактором успешности.
    Как долго разрабатывали систему работы салона?
    Сергей: Нет предела совершенству! Жизнь течет, все меняется. Кажется, что вот еще чуть-чуть и достигнешь вершины, но возникают новые условия, появляются новые тенденции, требования. Для того чтобы все поддерживать на должном уровне, необходимо постоянно держать нос по ветру, посещать специализированные выставки, конкурсы, семинары.
    Разделяются ли ваши обязанности?
    Сергей: Наташа занимается кадрами и своей профессиональной деятельностью. А я своего рода «завхоз». Занимаюсь финансовыми и организационными вопросами.
    Каков критерий отбора персонала? Какими навыками надо владеть, чтобы попасть на работу в ваш салон?
    Наталья: Человек должен быть квалифицированным, бесконфликтным, коммуникабельным. Работая в салоне, мастер становится на какое-то время психологом для клиента. Для того, чтобы уметь построить разговор, помочь клиенту раскрепоститься, расслабиться, специалисты должны быть радушными, обладать навыками и в психологии.
    Сергей: Активная жизненная позиция. Это всегда выглядит привлекательно. Это не могут не заметить клиенты, они ценят тех, кто не желает топтаться на месте, постоянно в движении, развивает мастерство, предлагает им актуальные направления и качественный сервис.
    Как сейчас привлекаете новых клиентов?
    Сергей: Основным являются усилия по обеспечению удовлетворённости клиентов в качестве предоставляемых услуг. Существует реклама, которая ничего не стоит, называется «сарафанное радио». В планах также возобновить рекламные кампании. В свое время проводили крупные совместные проекты с фирмами Hanspert, K-Arvutisalong, Sign, с салоном moobel.ZIP, с торговыми марками Schwarzkopf, Torley, сотрудничали с фирмой Dypos.
    Следите за конкурентами?
    Сергей: Слежу, конечно. Умному человеку всегда есть чему поучиться у других. Это помогает соответствовать требованиям современности.
    Наталья: Сейчас главная конкуренция – уровень предоставляемых услуг. Мы часто обсуждаем существующую на рынке ситуацию, возникновение новых салонов. Как правило, мы не обращаем особого внимания на салоны, которые открывают не профессионалы, люди просто не знающие, куда вложить деньги. Такие фирмы как открываются, так и закрываются.
    Делятся ли парикмахерские на русские и эстонские? Есть ли смешанные?
    Сергей: В Эстонии разделенное общество. Парикмахерские, как и многие другие заведения, делятся по языковому признаку. Когда у человека есть выбор, он, скорее всего, будет работать в той среде, где ему более комфортно. Таким образом, обычно складываются коллективы по национальному признаку. Как правило, у русскоговорящих мастеров больше русскоязычных клиентов, и, наоборот, у эстонцев – эстонцы.
    Как изменилась клиентура за время работы?
    Наталья: У меня кардинально. Я начинала мужским мастером и не могла предположить, что переквалифицируюсь. Теперь большая часть моих клиентов именно женщины.
    Сергей: Несмотря на расположение салона в центре города, мы всегда были ориентированы на местных жителей, способных оценить нашу работу, на тех, кто придёт к нам снова и снова.
    Каковы перспективы развития?
    Сергей: Салон – не единственное направление нашего бизнеса. Наша фирма занимается параллельно оптовой торговлей профессиональной косметики. Импортируем продукцию нескольких стран производителей. Мы уверены, что заниматься надо тем, в чем лучше всего разбираешься. Так что стараемся охватить направления в уже знакомой нам области. Однозначно можем сказать, что, учитывая последние события в области экономики, не хотим развивать сеть салонов. Еще несколько лет назад думали о такой перспективе. Практика показывает, что те, кто имел сеть салонов, сдают их в аренду. Такие примеры имеют место не только в Эстонии, но и за рубежом. Наши партнёры в Финляндии подтверждают подобные тенденции и у них в стране.
    Неужели вас кризис тоже затронул?
    Наталья: Стараемся думать о том, как его избежать. Хотя конечно, мы заметили, что праздничных причесок стали делать меньше. Но это можно объяснить и тем, что люди стали меньше выходить в свет, или тем, что стали более доступны инструменты для завивки, и выпрямления волос в домашних условиях, специальная косметика. Таким образом, прическу можно сделать и дома.
    Сергей: Осень для нашего вида деятельности – период спада. Пока рано говорить о каких-либо тенденциях и изменениях в силу развивающегося кризиса. В сентябре – школа, все деньги на детей тратят. В ноябре люди отодвигают покраску, стрижку до декабря, - ближе к праздникам. Будем ждать, что произойдет в новом году.
    В чем уникальность предоставляемых вами услуг?
    Наталья: Уникальными сами по себе являются наши мастера, впрочем, как и все другие специалисты нашей сферы деятельности. Местонахождение, интерьер и атмосфера в коллективе – вторичны, на первом месте для клиента всегда были и будут творческий и профессиональный потенциал мастера.
    Какой бы совет вы могли дать тем, кто хотел бы открыть свой собственный салон красоты?
    Сергей: Я бы посоветовал повременить с подобным решением. Рынок переполнен, а в силу прогнозируемого экономического спада не исключено, что даже давно существующие салоны, могут начинать закрываться. Сейчас все чаще я слышу о вариантах временного слияния салонов, разумеется, в первую очередь это касается тех, кто арендует помещение, для того чтобы сообща пережить сложные времена. О том, что работы все меньше, что мастера ищут новые рабочие места. Убеждён, если нет уверенности в своих возможностях, отсутствует соответствующий опыт управления и хозяйствования, то не стоит торопиться.
    Autor: Людмила Вересинина
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.