Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Эстонская экономика - пути выхода из кризиса

    Эстонская экономика похожа на спортсмена в комнате, из которой выпускают кислород. Спортсмен в результате лишения кислорода быстро чахнет, а наблюдатели критикуют тренера или одежду спортсмена. Что же является кислородом для Эстонской экономики? Денежная масса и динамика изменения денежной массы и есть кислород для нашего спортсмена.

    В чем тогда причина уменьшения кислорода или денежной массы? Денежная масса создается путём создания новых кредитов в банковской системе. Денежная масса уменьшается в результате возврата кредита. Нет ничего важней для экономики чем кредитные ресурсы, они автоматически создают спрос который дает в том числе возможность расплатиться по кредиту. Что же сейчас происходит с кредитованием? В чистом виде кредитование сужается, возврат кредитов опережает выдачу новых кредитов. В результате сужения денежной массы наблюдается два параллельных явления, дефляция и падение деловой активности, то есть незанятость ресурсов экономики, в том числе закрытие предприятий и безработица. Данное явление призвано сравнять падающую денежную массу и предложение товаров и услуг на рынке. Дефляция, в том числе автоматически приводит к усложнению с возвратом кредитов и к новому витку сужения кредитования на рынке.
    Почему мы наблюдаем сужение денежной массы? Есть целый ряд объективных причин.
    Начнем с того как происхoдил рост денежной базы в период экономического бума в Эстонии. Платежный баланс Эстонии имел резко выраженный плюс по финансовым операциям и резко выраженный дефицит по внешней торговле. В целом плюс по финансовым операциям превышал торговый дефицит. В результате платежный баланс для страны был положительным и денежная масса следовательно быстро росла. Положительный баланс по финансовым операциям был вызван во многом притоком денег под кредитование недвижимости и имел спекулятивный оттенок. Рост денежной массы вел к росту на рынке недвижимости, обеспечивая высокую доходность для финансовых инвестиций и следовательно провоцируя дальнейший приток иностранных финансовых инвестиций.
    Мировой финансовый кризис и коллапс на рынке недвижимости привели к следующим последствиям. Иностранные банки с наибольшим весом на Эстонском рынке понесли потери и в результате не могут выдать новые кредиты по причине падения собственного капитала. Банкам требуется восстановить собственный капитал прежде чем увеличивать кредитование. Над рынком также довлеет риск девальвации Эстонской кроны, в результате наблюдается избыточный спрос на евро, рыночные игроки стремятся держать минимальные средства в кронах. Над рынком довлеет параллельно дефляция и рост реальной процентной ставки. Реальная процентная ставка- это номинальная процентная ставка и ожидания изменения цен на срок кредита. В данной ситуации номинальная ставка растет из-за повышенной оценки рисков в Эстонской экономике. Данная ситуация связанна с нежеланием иностранных банков восполнить в достаточной мере капитал Эстонских дочек. Параллельно дефляционные ожидания делают реальную процентную ставку ещё выше. Падение предложения от банков на кредитования и падение спроса на кредиты как следствие дороговизны кредитов это два основных явления на Эстонском финансовом рынке. Кроме объективных причин над рынком довлеют негативные психологические факторы в виде ожидания ухудшения кризиса. Денежная масса сужается, возможность вернуть кредит следовательно падает и в результате растет количество не возврата кредитов. Собственный капитал банков падает и возможность выдавать новые кредиты падает. То есть действует принцип рефлективности когда негативные ожидания игроков рынка приводят гарантированно к негативному результату, который все изначально и ожидали. Ваше название фактора конечно не способствует притоку иностранных финансовых инвестиций. В результате платежный баланс страны резко ухудшился.
    Ваше описание ситуации большинству игроков и так понятно.
    Вопрос как выбраться из данной ситуации? Что такое выход из кризиса? Ответ очень прост, выход из кризиса начнется когда снова начнет расти денежная масса в следствии улучшения платежного баланса страны. Платежный баланс может улучшиться за счет притока новых финансовых инвестиций или за счет роста экспорта. (Платежный баланс может так же улучшится за счет падения импорта, но мы не рассматриваем этот вариант так как падение импорта есть следствие сужения экономической активности).
    Какие положительные тенденции видны в Эстонской экономике и в действиях власти?
    Отличительная черта Эстонской экономики это открытость и небольшой размер по сравнению с мировой экономикой. В результате относительно черезмерной дефляции в Эстонии, конкурентоспособность Эстонской продукции и сервисов на мировых рынках должна повыситься, в результате увеличение денежной массы может произойти рост экспорта (если банки обеспечат в должной мере кредитование экспортеров). Государство уже активно способствует экспорту через различные экспортные программы, в том числе программы с экспортным кредитованием через Kredex.
    Другим выходом может послужить ввод Евровалюты. С вводом Евровалюты уйдет с рынка навес спекулятивных ожиданий девальвации, в результате должен наступить переломный момент в динамике изменения денежной массы. Государство понимает возможность ввода Евровалюты для обеспечения притока финансовых инвестиций и также стремится всеми силами в данном направлении.
    Какие дополнительные реальные меры могло бы предпринять государство для быстрого выхода из кризиса?
    Выходом мне кажется может быть фискальная политика и строительство государственного коммерческого банка. В части фискальной политики Keynsian теория говорит о необходимости увеличения бюджетного дефицита в период экономического спада. Вместо сокращения расходов, государство должно резко наращивать расходную часть. Финансирование бюджетного дефицита параллельно могло бы стать одним из эффективных методов увеличения денежной массы. К сожалению, основным ограничением является требования Евросоюза относительно максимальной величины бюджетного дефицита. То есть задача скорейшего ввода Евро вступает в противоречие с задачей увеличения бюджетного дефицита для выхода из кризиса. По сути, требуется сманеврировать на уровне бухгалтерской отчетности перед Евросоюзом.
    Наиболее красивый метод- это обязать госмонополии увеличить дивиденды и параллельно выдать кредиты для госмонополий под выплату дивидендов.
    Государство уже видимо рассматривает данный метод. Государство могло бы также «прятать» часть дефицита бюджета в муниципалитетах и прочих организациях самоуправления. Муниципалитеты могут пойти на увеличение расходов только при наличии гарантированного кредитования из центра. Мне представляется что государству не хватает одного действенного инструмента в виде собственного крупного коммерческого банка. Государственный коммерческий банк мог бы выполнять роль локомотива для увеличения денежной массы. Банковский капитал можно создать привлекая ресурсы EBRR, а также других Европейских структур. Имея банк с достаточным капиталом, без навеса плохих кредитов, можно было бы более действенно проводить политику поддержки экономики. Также государственный банк не будет подвержен общим негативным психологическим ожиданиям как другие игроки на рынке и следовательно сможет проводить целенаправленную политику стимулирования экономики. Действия могут быть направлены на дешевые кредиты для экспортов, кредитование гос монополий под увеличение дивидендов, кредитование муниципалитетов под инфраструктурные проекты, а также для затыкания дыр по текущим платежам, кредитования важнейших, стратегических предприятий через обеспечение длинных денег, а также обеспечение оборотных средств, в том числе кредитование по VAT и налогам на зарплату. Госбанк мог бы так же активно осваивать европейские структурные фонды помощи обеспечивая сокредитования для предпринимателей под конкретные проекты. Государственный банк также увеличил бы доходность от размещения свободных средств для эстонских государственных и коммерческих предприятий, создав конкуренцию ведущим западным банкам. Мощный госбанк создал бы действенный механизм взаимодействия и доверия между бизнесом и властью.
    В дальнейшем по завершению кризиса и стабилизации финансовой системы возможно госбанк потеряет свою актуальность. При нормально функционирующей экономике финансовая система может хорошо работать без государственного коммерческого банка. В такой ситуации госбанк имеет смысл выгодно продать как успешный венчурный проект.
    Autor: Макс Рившин
  • Самое читаемое
Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
EfTEN выплатит инвесторам более четверти миллиона
Фонд EfTEN Capital, как управляющая компания EfTEN United Property Fund, принял решение произвести финансовую выплату владельцам паев в размере 10 центов за единицу. Размер выплаты составит 1,3% от последней цены закрытия пая.
Фонд EfTEN Capital, как управляющая компания EfTEN United Property Fund, принял решение произвести финансовую выплату владельцам паев в размере 10 центов за единицу. Размер выплаты составит 1,3% от последней цены закрытия пая.
Это жизнь, это карма. Хоть и не Нарва
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.