Владислав Иноземцев — о бензиновом кризисе как зеркале современной российской экономики
"Бензиновый" кризис, который в апреле охватил многие российские регионы и вызвал очередные волны недовольства со стороны граждан и демагогии со стороны власти, воплотил в себе три фундаментальные черты современной российской экономики — которая если что и производит, то дорого, мало и плохо.
Дорого
Тема дороговизны бензина в последние годы поднималась не раз и не два. С 2006 года в практику работы В. Путина — сначала как президента, а потом как председателя правительства — вошли встречи с нефтяниками, на которых принимались судьбоносные решения о стабилизации цен. Разумеется, они не достигали цели: так, в 2008 году цена бензина в России, крупнейшем производителе нефти (24,9 рубля за 1 л Аи-95), на 19 процентов превосходила его цену в США, самом крупном импортере черного золота (3,91 доллара за галлон).
Статья продолжается после рекламы
Тогда возмущению экспертов не было предела: цены на бензин в России (1,06 доллара за литр по действовавшему курсу) сравнивались с расценками в Венесуэле (7 центов за литр), Туркмении (8 центов), Нигерии (10 центов) или Иране (11 центов). Сейчас, замечу, бензин в долларовом выражении не так дорог, как весной 2008-го (0,94 доллара за литр Аи-95 против 1,06), хотя на все остальные товары цены не опустились.
Дорог ли в России бензин? Да, несомненно, дорог — и в отношении к доходам населения, и в сравнении с ценами других базовых товаров. Но не следует полагать, что в нашей стране может быть иначе, причем по двум причинам. С одной стороны, в Туркмении или Венесуэле цены на бензин — это инструмент популистской политики властей.
В России все иначе. Популизм тут не всеобщий, а адресный — подачки распространяются не на всех, кому выпало купить машину, а прежде всего на пенсионеров и госслужащих. Ведь если бензин будет дешев, некоторые недальновидные граждане могут списать это на богатства наших недр, а если будут высоки пенсии и зарплаты бюджетников, то на то была воля премьер-министра.
Поэтому низкие цены, которыми могут воспользоваться все, не наш метод. Кроме того, "нефтянка" в России — это отрасль, от которой отлично кормится и бюджет (в цене на бензин доля НДПИ, акцизов и иных налогов составляет в России 58-61 процент), и компании, считающиеся "локомотивами" экономики (в 2010 году чистая прибыль "Газпромнефти" составила 3,1 млрд долларов, а "Роснефти" — 10,4 млрд). Поэтому дороговизна бензина не слишком подрывает популярность власти, но в то же время обеспечивает наполнение ее официальных и "неофициальных" карманов.
Мало
Однако проблемы в апреле возникли даже не из-за дороговизны бензина, а из-за перебоев с его поставками. Почему они случились? Власть, разумеется, в первый же момент обвинила нефтяников. Они-де нарастили экспорт бензина, не ввели более современные мощности на своих перерабатывающих заводах, а, увидев тенденцию к росту цен, начали придерживать топливо. Снова начались увещевания нефтяников, а экспортная пошлина на бензин была повышена.
Вся эта история не вызывает ничего, кроме смеха. Начнем с экспорта. Во-первых, объем экспорта бензина очень невелик по отношению к его производству в стране (в 2010 году было экспортировано 3,1 млн тонн, что составляет 8,3 процента от объема его производства в России и 2,3 процента от общего объема экспорта нефтепродуктов). Во-вторых, его резкое увеличение (по словам замминистра энергетики С. Кудряшова, он вырос в марте — апреле на 67 процентов) произошло за счет отправки от 300 до 400 тысяч тонн бензина, не соответствующего стандарту Евро-3 (о чем ниже) в развивающиеся страны, однако дефицит затронул отнюдь не только низкооктановое топливо.
Горячие новости
Строитель признал свою ответственность
Статья продолжается после рекламы
Если идти дальше, то совершенно смехотворно выглядят и мысли о связи дефицита с весенними полевыми работами — аграрии используют в основном дизельное топливо, проблем с которым вопреки всякой логике не наблюдается. Обвинение со стороны премьер-министра независимых дистрибуторов в том, что они осознанно придерживают горючее, выглядят еще экзотичнее, так как большая часть владельцев независимых АЗС сетуют как раз на то, что им не поставляют топливо крупные компании-производители.
Проблема скорее вызвана действиями самого государства, которое сначала искусственно "привязало" цены на бензин к мировым ценам на нефть (с 2003 года НДПИ рассчитывается с учетом цены на нефть на глобальном рынке, причем облагается этим налогом вся добытая нефть, а не только экспортируемая, поэтому каждый квартал растет налог, а с ним цена нефти на внутреннем рынке). Соответственно, в начале апреля крупные компании действительно придерживали бензин, а мелким предлагали по завышенным ценам. Кроме того, с 1 января 2011 года в очередной раз были повышены акцизы на бензин — и, понятное дело, это была инициатива не нефтяников.
Плохо
Одним из "объяснений" бензинового кризиса некоторые эксперты называли вступивший в силу с 1 января запрет на продажу в России бензина Евро-2, который вынудил "Роснефть" (показательно, что именно лидирующая госкомпания остается главным производителем этого дерьма) продать это топливо за рубеж. Отчасти это могло спровоцировать кризис, но ситуация заставляет обратиться к общей картине происходящего в нашей нефтеперерабатывающей промышленности.
Большинство российских заводов было построено в 1950-1970-х годах, и их эффективность очень низка. В 2006-2008 годах доля выхода светлых нефтепродуктов на российских НПЗ составляла чуть более 48 процентов (в США — 79 процентов, в среднем по ЕС — 83 процента). Новых заводов не строится (единственным исключением явился введенный на неполную мощность в этом году завод в Нижнекамске, принадлежащий "Татнефти").
Мотивов для совершенствования производства нет, в первую очередь по причине монополизма. Парадоксально, но в 2008 году российские переработчики умудрялись получать чистую маржу с переработки 1 барреля нефти на уровне 14-15 долларов, что на 2,5-3 доллара больше, чем в среднем по восьми крупнейшим компаниям в США.
Ответом на некачественное, но монополизированное производство в "нормальных" странах является государственное регулирование. Пионером тут выступают европейские страны. Полная версия:
Коммерсант.Autor: dv. ее
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Расположенная в Кохтла-Ярве компания TNC-Components является одним из крупнейших в Эстонии производителей мебельных компонентов, мебели для кухонь и ванных комнат, а также гардеробов. Свой вклад в обеспечение того, чтобы действующая уже более 20 лет компания могла успешно расти и развиваться, вносит и Ида-Вирумааское отделение Кассы по безработице. На сегодняшний день именно найденные сотрудниками этого отделения люди занимают большинство рабочих мест, которых в компании в общей сложности 115.