Перспектива объединения с Казахстаном и Белоруссией вряд ли внушит большинству россиян ощущение, что империя выполняет свое великое предназначение, пишет корреспондент The Financial Times Чарльз Кловер, "но для горстки убежденных "евразийцев" заявление Путина о движении к "Евразийскому союзу" трех стран - квинтэссенция их собственных устремлений".
"Мы 25 лет ждали, пока наше руководство произнесет эти слова публично", - заявил во вторник в Москве Александр Дугин, лидер Евразийского движения. "Дугин два десятка лет старается сделать диктатуру чем-то ультрамодным", - замечает Кловер.
Дугин полагает, что Россия должна создать оплот "евразийской мощи", чтобы защититься от "атлантизма". "Согласно концепции Дугина, заново рожденная Россия будет слегка модифицированной версией СССР с антиутопическими отголосками Оруэлла", - пишет Кловер, поясняя, что в романе "1984" Евразия была одним из трех сверхгосударств, находившихся в состоянии перманентной войны между собой.
Дугин не скрывает своих тесных отношений с Кремлем. Он говорит, что он и его единомышленники "участвовали в подготовке" статьи Путина о Евразийском союзе, опубликованной в "Известиях". "К сожалению, наши формулировки смягчили", - посетовал он.
Путин пробудил страх перед возрождением СССР, утверждает The Daily Mail. Так газета трактует планы создания Евразийского союза. Впрочем, сам Путин отрицает, что это попытка возродить "старую коммунистическую империю России", как выражается издание. "Однако заверения Путина вряд ли убедят некоторые бывшие республики СССР. Многие из них вообще относятся к намерениям Кремля подозрительно", - говорится в статье.
По мнению газеты, некоторые предполагаемые партнеры будут сопротивляться: Янукович еще в сентябре пожаловался, что Кремль заставляет Украину вступить в Таможенный союз, Белоруссия возражает против передачи России крупной доли своих промышленных активов.
Комментируя предложение Владимира Путина о создании Евразийского союза, обозреватель Le Figaro Пьер Русселен отмечает, что "речь идет не о воссоздании советской империи, а скорее о реакции на конкуренцию с Китаем в Центральной Азии". "Сенсационный рост Китая изменил отношения между двумя странами. Соотношение сил стало прямо противоположным. Если Россия занимает лишь 10-е место в списке торговых партнеров Китая, то Китай в 2010 году стал ведущим партнером России. Конкуренции в Центральной Азии способствуют высокие энергетические потребности Китая, - отмечает журналист. - В исследовании Стокгольмского института исследования проблем мира прогнозируется, что Пекин и Москва продолжат поддерживать тесные дипломатические контакты, но два столпа их отношений - военное и энергетическое сотрудничество - рухнут. В результате, делает вывод институт, вес России в глазах Китая продолжит снижаться".
В блоге на сайте The Financial Times журналистка Изабель Горст анализирует, что означает идея Евразийского союза для Казахстана. В прошлом году Россия, Казахстан и Белоруссия образовали Таможенный союз, а с января 2012 года планируют слиться в единое экономическое пространство, говорится в статье. Евразийский союз предполагает еще более глубокую интеграцию.