Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    SEB: мировой экономике нужны дополнительные стимулы

    Темп роста мировой экономики этой весной замедлился, считает экономист SEB banka Дайнис Гашпуйтис. Рост – не постоянная величина, он подвержен неожиданным изменениям. В настоящий момент мировую экономику удерживают быстро растущие экономики, а также осторожно оцениваемая стабилизация в экономике США.

    Однако этого недостаточно для того, чтобы повернуть общую ситуацию в мире на путь безопасного роста. Эта ситуация – логичный результат наблюдаемой на Западе тенденции к уменьшению долгов и кредитования, кроме того, неопределенность поддерживает вопрос дальнейшего развития евро системы, пишет Телеграф.lv.
    Для того, чтобы мировая экономика сохранила рост, необходимы новые программы помощи, а уже начатые нужно продолжать. Меньший акцент на мерах экономии, большее ориентирование на мероприятия, стимулирующие рост в Европейском союзе указывают на смену стратегии решения кризиса, что в свою очередь может означать отклонение от жестких установок Договора о фискальной дисциплине. Это усиливает и результат выборов во Франции, который внесет определенные коррекции в установки предшествующей экономической политики в еврозоне.
    На передний план водоворота долгового кризиса еврозоны понемногу выходит Испания со своими проблемами финансового сектора. Скорее всего, Испании придется просить о программе помощи, которая может достигнуть приблизительно 150 миллиардов евро, с целью реформировать и рекапитализовать банки. В то же время капитал Европейского инвестиционного банка будет увеличен на 50 миллиардов евро, чтобы увеличить его кредитоспособность на 300 миллиардов евро для финансирования ориентированных на рост проектов по всей Европе.
    У этого шага есть и политическая цель: успокоить растущую критику в отдельных странах еврозоны и G20 в отношении чрезмерно односторонней политики затягивания поясов и нехватки политики структурного роста. В то же время долговой кризис еврозоны увеличил напряжение в борьбе за влияние в Международном валютном фонде и G20. В свою очередь, после состоявшихся в конце прошлой недели выборов накалилось политическое напряжение в Греции, усилив неясность будущего Греции в еврозоне.
    Смена кризисной стратегии в пользу стимулирования роста связана с рисками. В новой стратегии вкладом центральных банков будет продолжение поддержки низких процентных ставок и готовность выдавать новые займы для обеспечения ликвидности финансовой системы. Более медленная фискальная консолидация в комбинации с покупающими государственные бумаги и другие активы центральными банками создает риски роста ожиданий инфляции и процентных ставок.
    Важным вопросом, на который однако трудно ответить, является вопрос – как будет реализована эта менее жесткая политика экономии. В настоящий момент трудно определить, в какой мере ЕЦБ готов отступить от своей цели инфляции (около, но ниже 2 %) и как он будет реагировать, например, на предложение МВФ удвоить цель инфляции в еврозоне.
    Несмотря на единую процентную ставку страны еврозоны продолжат демонстрировать разные тенденции экономического и структурного развития в ближайшие пару лет, например, в отношении показателей роста и безработицы. Для того, чтобы еврозона продолжала существовать, Германия должна больше вкладывать в будущее проекта, то есть не только в финансовом плане, но и вносить свой вклад в сохранение самой идеи.
    В свою очередь, в странах, затронутых кризисом, осуществляемая политика должна демонстрировать устойчивые результаты. В то же время ситуация требует необходимости в большей централизации и институционализации экономической и политической власти. Выборы и опросы общественного мнения в Европе свидетельствуют о том, что перед политическими системами возникли серьезные вызовы, которые могут угрожать серьезным падением поддержки и нестабильностью в будущем. Это только подтверждает серьезность и необходимость во взвешенных действиях по продвижению Латвии к участию в системе единой валюты.
    В этом году экономика еврозоны упадет на 0,6 %, а в 2013 году вернется к росту на 0,8 %. ЕЦБ сохранит базовую процентную ставку в размере 1,0 %. ВВП клуба индустриально развитых государств (OECD) в этом году вырастет на 1,6 %, а в следующем году – на 2,1 %. Такой анемичный рост продолжит давить на инфляцию в сторону снижения.
    Рост экономики США ожидается более стремительным, в этом году она вырастет на 2,5 %, а в следующем – на 2,7 %. Домохозяйства все еще продолжают бороться с чрезмерно высоким уровнем долга. В то же время рынок жилья еще не стабилизировался. Весенние макроэкономические данные вызвали опасения. Динамика роста достаточна для того, чтобы избежать рецессии, но уровень долга домохозяйств, который можно было бы назвать "соразмерным", не будет достигнут до 2015 года.
    Ожидаемые в ноябре этого года президентские выборы блокируют конкретные решения о финансах федерального правительства, в том числе о продлении налоговых каникул. Эти вопросы необходимо решить до конца года, чтобы предотвратить замедление роста в следующем году.
    ФРС сохранит процентную ставку в размере 0–0,25 % до 2015 года, а также ожидается, что будет выполнен третий этап количественного смягчения (QE3), направленный на закупку ценных бумаг, обеспеченных ипотекой.
    Быстрорастущие экономики, включая Китай, сумеют избежать жесткого приземления. Во втором полугодии перспективы роста в Китае улучшатся и более низкая инфляция обеспечит возможности маневра мероприятиям стимулирования экономики. Рост ВВП Китая в 2012 году составит 8,5 %, а в 2013 году – 8,7 %. В большинстве других экономик Азии ускорение роста ВВП уже началось.
    В то же время данные первого квартала заставили переоценить рост Литвы в сторону повышения. В экономике Латвии тоже нужно признать наблюдаемую инерцию на фоне царящей неопределенности. В то же время нельзя недооценить преобладающие тенденции вокруг и их влияние на результаты последующих кварталов.
    В Латвии и Литве в 2012 году рост ВВП будет в пределах 2,5–3,0 % и 3,5–4,0 % в 2013 году. Большую роль будет играть общее настроение и немного более сильный рост частного потребления, который в кризисные годы существенно снизился под влиянием политики экономии. В долгосрочной перспективе рост все еще будет зависеть от успехов в увеличении экспорта.
    Большая зависимость от экспорта в комбинации с более слабым экономическим климатом в Северной Европе обеспечит рост в Эстонии на 1,5–2,5 процентных пунктов меньше, чем в остальных двух странах Балтии. Однако на фоне блестящего прошлогоднего роста это нельзя расценивать как отрицательный фактор.
    Autor: dv. ее
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.