Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Зачем в Эстонию завозятся отходы для переработки?

    В июне концерн Eesti Energia торжественно открыл новый мусоросжигающий энергоблок электростанции Иру, который дает возможность экологичной утилизации и переработки мусора для получения энергии в Эстонии.

    О позитивном влиянии мусоросжигающего энергоблока на окружающую среду и революции в сфере обращения с отходами в Эстонии говорилось уже много, пишет директор по развитию электростанции Иру Урмо Хейнам. Однако, довольно мало отражалась экономическая сторона создания мусоросжигающего блока, то есть – его влияние на кошельки жителей Эстонии. Каждая семья в Эстонии ощутила влияние мусоросжигающего энергоблока Иру на свои кошельки еще задолго до завершения строительства блока, прежде всего – посредством более дешевых счетов за вывоз мусора. Цены на обращение с отходами в Эстонии значительно снизились по причине уплотнившейся конкуренции и благодаря тому, что переработка мусора для производства энергии обходится дешевле, чем складирование мусора на свалках. В общей сложности семьи в Эстонии после появления на рынке мусоросжигающего блока экономят на оплате обращения с отходами около 3,3 миллиона евро в год.
    Значительно выигрывают также и жители Таллинна и Маарду, для которых расходы на отопление в год снизятся примерно на 3,5 миллиона евро, поскольку тепло, произведенное из мусора, для жителей обходится примерно на четверть дешевле, чем оно стоило раньше.
    Другими словами, лишь по причине более дешевой переработки отходов и снизившихся цен на тепло, жители Эстонии выигрывают благодаря созданию мусоросжигающего энергоблока электростанции Иру около 7 миллионов евро в год.
    Финны отправляют в Эстонию деньги
    Мы гордимся и тем, что Эстония стала примером для подражания в сфере обращения с отходами и эпоха складирования мусора остается в прошлом. В Эстонии имеются технологические возможности высокого уровня для повторного использования мусора, оставшегося после сортировки, они есть как на мусоросжигающем энергоблоке Eesti Energia, так и в других предприятиях.
    Поскольку во многих соседних государствах не имеется достаточного количества мощностей для обработки смешанных бытовых отходов, то и здесь для Эстонии открывается новая возможность для экспорта услуги – мы можем предлагать услугу по экологичной переработке мусора и соседям.
    В последнее время в средствах массовой информации звучал эмоциональный вопрос – с чего бы это нам понадобилось завозить чужой мусор в Эстонию!? Об импорте мусора говорилось как о чем-то новом и неслыханном. На самом деле, в импорте мусора нет ничего нового. И если в эпоху складирования мусор действительно был проблемой, то сегодня мусор – это ценный ресурс, бояться которого не нужно.
    Переработкой отходов из других государств на своих заводах уже занималась фирма Ragn-Sells, различного рода услуги по переработке ввозимого мусора оказывали и другие предприятия. Например, цементный завод в Кунда уже годами импортирует различные отходы для сжигания. Подобная бизнес-модель уже давно применяется и в Швеции, где мусоросжигающих станций намного больше, чем в стране появляется отходов. Поэтому Швеция предлагает услугу переработки отходов Великобритании и Финляндии, зарабатывая таким образом деньги.
    Концерн Eesti Energia тоже сделал первые шаги, предлагая услугу переработки отходов соседним государствам. Финны, у которых не хватает мощностей для переработки мусора, платят за переработку своих отходов, поэтому вместе с мусором в Эстонию попадают и деньги. Здесь стоит упомянуть, что распространенные в СМИ утверждения о том, что за переработку финского мусора платят жители Эстонии, не соответствует действительности. Наоборот – в Эстонии появились рабочие места, деньги, полученные за услуги, которые оказывает как Eesti Energia, так и другие предприятия, поддерживают экономику Эстонии и приносят пользу жителям страны.
    Электричество и тепло нужны всегда
    Горькой пилюлей в сфере обращения с отходами Эстонии, однако, является факт, что, несмотря на возможность Eesti Energia и других предприятий перерабатывать весь возникающий в стране мусор и даже больше, в Эстонии по-прежнему имеются регионы, где, несмотря на более низкие цены за обращение с отходами, все равно вместо переработки мусора предпочтительным остается его складирование на свалках. Платит же потребитель.
    Не секрет, что рынок переработки мусора в Эстонии закрыт для новых участников и преимущественно сосредоточен в руках отдельных концернов, занимающихся обращением с отходами, имеющих мощности как для сбора отходов, так и для переработки, у которых нет интереса отказаться от складирования мусора на свалках. Кроме того, подряды на обращение с мусором в Эстонии в основном зависят от конкурсов госпоставок, которые организуют местные самоуправления, в результате чего могут наступить периоды, когда эстонский мусор будет недоступен для производителей энергии и отправится, вместо переработки, на свалку.
    Поэтому мы, принимая решение создать на станции Иру мусоросжигающий энергоблок, мы изучили и возможности для импорта мусора при необходимости, поскольку станция постоянно нуждается в топливе в достаточном количестве. Будучи производителем электроэнергии и тепла, мы не можем допустить, чтобы электростанция Иру осталась без топлива, не говоря уже о том, чтобы оставить потребителей без отопления посреди зимы. Все же, радует тот факт, что основную часть мусора мы получаем из Эстонии, а мусор из-за рубежа мы должны ввозить в размере не более чем 4%.
    Для сжигания мусора не предусмотрено отдельной схемы субсидирования
    В Эстонии для сжигания мусора не предусмотрено отдельной схемы поддержки. Прежде всего, в связи с производимой на электростанции Иру электроэнергией, можно ходатайствовать о поддержке эффективного совместного производства. Но, как и любой другой эффективный производитель электроэнергии и тепла, электростанция Иру получит субсидию на поддержку эффективного совместного производства в том случае, если станция работает в эффективном режиме совместного производства. Поскольку мусоросжигающий энергоблок Иру производит электроэнергию и тепло с высокой эффективностью (эффективность мусоросжигающего блока Иру составляет 82%), мы получаем за произведенную электроэнергию субсидию на поддержку эффективного совместного производства.
    В отличие от поддержки производства возобновляемой энергии, для субсидии совместного производства не важно, из какого топлива производится энергия и из какой страны доставлено топливо – из Эстонии или из-за рубежа. Поддержку совместного производства получает и работающая на российском природном газе эффективная станция совместного производства, или станция, использующая латвийский торф. Такая схема поддержки создана, прежде всего, с целью мотивировать производителей развивать эффективное совместное производство, чтобы инвесторы не просто строили производящие тепло котельные, что значительно дешевле. Инвестиция в совместное производство для инвестора значительно дороже, поэтому дополнительные затраты на производимую энергию компенсирует выплачиваемая дотация.
    Здесь стоит упомянуть, что поддержка совместного производства значительно ниже, чем дотации на возобновляемую энергию. Если за электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников, производителю платится 0,0537 евро за киловатт-час, то за киловатт-час, произведенный в режиме совместного производства, производитель получает 0,032 евро.
    Также не исключено, что работающая на мусоре электростанция Иру в будущем получит в небольшом размере и дотацию на поддержку возобновляемой энергии, поскольку содержащаяся в отходах биоразлагающаяся масса в понимании закона является источником возобновляемой энергии. Доля биоразлагающейся массы в мусоре, однако, невелика и содержание энергии в ней низкое, поэтому и доля поддержки возобновляемой энергии для электростанции Иру будет небольшой. Впрочем, сейчас отсутствует и утвержденная методика измерения этой доли.
     
    Autor: dv. ее
  • Самое читаемое
Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Результаты Alphabet вызвали ралли на вторичном рынке
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Райво Хейн: социалисты всегда врут, но желаю мэру Таллинна быть открытым к инновациям!
Если, наконец, прислушаться к горожанам, предпринимателям и экспертам, то из Таллинна можно сделать современный и пригодный для жизни город – не чета прежнему византийскому стилю, пишет предприниматель и инвестор Райво Хейн.
Если, наконец, прислушаться к горожанам, предпринимателям и экспертам, то из Таллинна можно сделать современный и пригодный для жизни город – не чета прежнему византийскому стилю, пишет предприниматель и инвестор Райво Хейн.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.