После терактов и масштабных катастроф врачи всегда отмечают рост числа неврозов. Впечатлительные люди боятся летать на самолетах, посещать людные места, спускаться в метро. О том, кто более всего подвержен тревогам и фобиям, как с ними бороться и может ли это состояние перейти в психическое расстройство, рассказал профессор Центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, руководитель отдела социальных проблем психического здоровья Борис Положий.
Страх — одна из базовых эмоций. Существует концепция, которую я разделяю, что страх у человека бывает в трех формах, передает
Lenta.ru комментарий Бориса Положий.
Во-первых, конструктивный, который в минуту опасности мобилизует внутренние ресурсы организма. Когда я начинал работать молодым врачом в психиатрической больнице, там была врач — женщина лет пятидесяти. Очень полная, грузная дама.Ходила медленно, с одышкой. Однажды она дежурила в приемном отделении, когда туда пришел агрессивный пациент. Санитаров рядом не оказалось, а больной начал угрожать ей убийством. Тогда она сбила его с ног своим торсом и побежала. Он — за ней. Ей удалось взобраться на высокий подоконник и выпрыгнуть в окно первого этажа. Подоконники там были очень высокие.
Потом молодые врачи — мужчины — пытались последовать ее примеру, но далеко не у всех получилось. Таково действие гормона адреналина. Во-вторых, бывает деструктивный, парализующий страх, когда человек цепенеет и не может предпринять вообще никаких действий. И третья форма — дефицитный страх. В этом случае у человека недостаточно развито чувство опасности, чаще всего от природы. Такие люди склонны к экстриму и всяким авантюрам.
Статья продолжается после рекламы
Практически невозможно заранее предсказать, как поведет себя тот или иной человек в критической ситуации. Можно лишь делать прогнозы по некоторым личностям. Говорят же, что есть трусливые люди, которые боятся собственной тени. Это не болезнь, а особенность характера, которая существенно ограничивает личностные возможности человека. Такой человек склонен к панике. Вместо того чтобы решать проблемы, он предпочитает скрыться от них.
В психиатрии есть такое понятие — посттравматическое стрессовое расстройство. Оно встречается у тех, кто попал в критическую ситуацию. Не такую, когда с работы уволят. А, допустим, был в заложниках у бандитов, остался цел. Казалось бы — человек благополучно пережил кризис. А через полгода накрывает — начинает развиваться это заболевание. Оно бывает даже у людей вроде бы привыкших к стрессу: спасателей, врачей, полицейских. Но это не подходит для нашего случая. Мы же говорим о человеке, который следит за происходящим со стороны, через новости. Нет ситуаций, угрожающих его жизни. То есть эта ситуация его тревожит, но представляется как нечто аморфное, что может произойти, а может и нет.
Страху поддаваться нельзя. Тут велика роль средств массовой информации. Они должны разъяснять, что всего предусмотреть невозможно и никто не знает, что его ждет завтра. Можно, например, под машину попасть. По статистике гораздо больше людей становятся жертвами автомобильных аварий, чем терактов. И что теперь — из дома не выходить? Нужно постараться с холодной головой все это проанализировать.
Autor: София Дельвер
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Конкурентоспособность предприятий все больше зависит от надежности их ИТ-систем, поэтому решения хостинга критически важных для бизнеса систем должны быть безопасными, гибкими и по разумной цене.