По оценке Ярвела, Luminor не смог или не захотел понять, что у международных компаний более сложная структура, чем у фирмы, в который единственным работником и является сам владелец. «В данном конкретном случае, у нас (у материнской компании – ред.) имеется два инвестора-главных акционера, один из которых - крупнейший канадский пенсионный фонд, а второй - инвестиционный фонд из Калифорнии. От этих фондов практически невозможно получить информацию о конечных бенефициарах (т.к. у них миллионы собственников), но у Luminor не нашлось достаточной компетенции для того, чтобы это понять», - сказал Ярвела. По его словам, значительная доля бизнеса принадлежит также исполнительному директору, а меньшие доли – другим ведущим руководителям фирмы.
«Это очень странная ситуация. Самое печальное, что мы-то с этим справимся, но если это система, то иностранные фирмы просто будут уходить из Эстонии», - добавил он.
Sportradar OÜ
● Собирает и анализирует спортивную статистику.
● Компания основана в 2005 году.
● Оборот в 2017 году – 5,3 млн евро.
● Коммерческая прибыль в 2017 году – 0,45 млн. евро.
● Число работников в IV квартале 2018 года - 210.
● Входит в международный концерн Sportradar AG, имеющий представительства в 30 странах мира, где работают в общей сложности 1900 человек. Прошлым летом долю в концерне купил канадский фонд Canada Pension Plan Investment Board (CPPIB) и фонд из Кремниевой долины TCV. Стоимость предприятия оценивается в 2,1 млрд. евро. Оборот концерна в 2017 году составлял 335 и коммерческая прибыль – 145 млн. долларов.
Luminor, ссылаясь на банковскую тайну, отказался комментировать этот случай. «Как кредитное учреждение, мы обязаны, обслуживая клиента, оценивать различные риски, в том числе принимая во внимание область его деятельности, используемые услуги и географические связи. Соответствующие принципы описываются, в том числе, и директивами в сфере факторов риска Организации Европейского Банковского надзора. На их базе кредитные учреждения составляют более подробные внутренние правила, на основе которых мы имеем возможность принять решение об инициировании и продолжении отношений с клиентами», - сказала руководитель отдела корпоративной коммуникации банка Хедвиг Мейдра. На вопрос, означают ли фонды-собственники для банка дополнительный риск, Luminor не ответил.
Данные застряли в банке
Дело, по словам Ярвела, дошло до совершенного абсурда, когда Sportradar принял решение банка к сведению, начал заниматься поисками нового банка и попросил дигитально заверить выписку банковского счета.
«Банк ответил, что поскольку у него не имеется данных о клиенте, то есть о нас, то он не может ее предоставить», - рассказал Ярвела. «Совершенно замкнутый круг – мы предоставили запрошенные данные, банк нам отказал, но при этом и не даёт уйти. Как я могу перейти в другой банк, если они не предоставляют данных? Это уже просто недобросовестная практика», - сказал он.
Мейдра прокомментировала произошедшее, подтвердив, что Luminor следует принципу «знай своего клиента», а это означает, что сотрудники банка должны понимать операции клиента. «Для того, чтобы у банка имелась возможность узнать клиента, все частные и юридические лица должны заполнять соответствующие вопросники о своей экономической деятельности и необходимых банковских услугах и обновлять свои данные. В случае, если клиент не обновил свои данные, то мы просим это сделать до совершения следующей банковской операции, в том числе и в случае запроса о предоставлении обыкновенной дигитально заверенной выписки банковского счёта», - сказала она.
ОДИН ВОПРОС