Эстонские компании продолжают торговать с Россией, несмотря на неоднократные призывы политиков отказаться от такого бизнеса. Но так ли уж велика их роль в российской экономике? И можно ли вовсе остановить поток товаров в РФ?

- Эксперт Райво Варе считает, что трудно требовать чего-то от эстонских предприятий, когда крупные транснациональные корпорации продолжают сотрудничать с Россией.
- Foto: Лийз Трейманн
Эстонская продукция по-прежнему просачивается в Россию через третьи страны. На этой неделе ДВ выпустили материал, в котором рассказывает о том, как попадает на полки российских супермаркетов бытовая химия Mayeri, и это – далеко не единственный пример прямых или косвенных поставок в Россию. Куда больше такого рода примеров приводится, например, в статье
Eesti Ekspress.
«Циничный взгляд, все по Ленину: “Капиталисты сами продадут нам веревку, на которой мы их повесим”. Да еще и намылят. Эти люди не видят возможностей в бизнесе без привычных схем, а на все остальное им наплевать», – комментирует ситуацию эстонский предприниматель и эксперт Райво Варе.
По его словам, в поддержании работы российской экономики трудно обвинить именно эстонские фирмы. Варе отметил, что из 1500 крупнейших западных компаний, работавших на рынке РФ, действительно ушла примерно треть, еще треть — формально ушли, но сохраняют за собой право вернуться, либо продолжают работать через посредников, и последняя треть продолжает работать также, как работала до февраля 2022 года: «Причем, есть даже такие как Schlumberger, которые заняты даже не в самой нефтедобыче, а в сервисном обслуживании этой добычи».
Статья продолжается после рекламы
Варе напомнил, что в основном «уходы из России» представляли собой процесс management buy out (MBO), то есть выкуп управленцами местного подразделения, что оставляет хорошую площадку для потенциального возвращения. «В основном MBO, за рядом нашумевших кейсов, когда Путин у них бизнесы просто забирал, как скажем у финской Neste и датской Carlsberg, Danone. А вот с Exxon сейчас ведутся переговоры по возвращению в проект на Сахалине», – рассказывает эксперт.
Варе также обратил внимание, что эстонская торговая статистика показывает рост взаимодействий со странами Кавказа и Центральной Азии: формально отправленные туда товары зачастую фактически попадают в Россию. «Чтобы побороть это, нужно полностью закрывать границу с Россией для торговых операций – следуют они в Киргизию или не Киргизию, Казахстан или не Казахстан, – говорит он. – В таком случае торговля сама бы сошла на нет, просто невыгодно бы стало товары отправлять».
При этом Варе отмечает, что едва ли это имело бы значительный смысл в условиях, когда крупные компании продолжают работать с Россией. «Чтобы что-то изменить, нужно поменять лицемерную политику Европы в целом. Нужно принять трудные решения, которые не хотят принимать, – полный или относительно полный запрет на торговлю с Россией. Простых решений нет, нужно принимать системные меры, а у нас идет игра».
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Несмотря на репутационные издержки для европейских компаний параллельный импорт не прекратился и после нескольких лет войны, хотя сами компании могут заявлять об отказе от бизнеса с Россией. Но скоро потоку товаров могут положить конец.
Выборы все ближе, а рейтинги коалиции все ниже. Кина не будет, сказали избиратели партии «Ээсти 200», чей рейтинг составляет на данный момент около 1%, что не дает им никаких шансов пройти в местное собрание практически нигде, кроме разве что Виймси. Ой, а что случилось?
По словам Эйлин Куусемяэ, потребители стали более осведомленными и требуют на рынке кредитования лучших условий и более простого рефинансирования.