До открытия европейской торговой сессии Йена укрепилась на 70 пунктов против Доллара США в ответ на решения и заявления Банка Японии по вопросу денежно-кредитной политики. Есть вероятность, что рост Йены продолжится. Трудно сказать точно, что стоит за бездействием Банка Японии.
С одной стороны, понятно, и вполне логично, что Банк Японии не захотел принимать ожидаемые от него рынком решения о новых параметрах количественного смягчения до решений Комитета по открытым рынкам ФРС США. Наверно, лучше действительно выждать, тем более, что временной лаг у Банка Японии – всего 2 недели, именно с такой регулярностью проводятся в Японии его заседания по управлению кредитно-денежной политикой.
С другой стороны, перед Банком Японии поставлена задача, добиться устойчивого роста показателей инфляции на уровне 1%. При этом, считается, что эту задачу невозможно решить, если курс Йены (в основном, к Доллару США) будет расти. В принципе, японские финансовые власти всегда работали над снижением курса Йены, но успешной эта их борьба была лишь в течение тех лет, когда ее возглавлял господин Сакакибара, получивший за это неофициальный титул «Мистер Йена». Если посмотреть на весь период плавающих валютных курсов, можно увидеть, что Йена устойчиво растет против американского Доллара, аж с 350 йен за доллар, когда все началось, до нынешних значений ниже 80. Так вот, не исключено, что экономические модели и расчеты нынешнего Банка Японии показывают, что увеличение параметров количественного смягчения, которым при нулевых процентных ставках финансовые власти Японии занимаются уже много лет, в данный момент излишне, или не полезно.
Еще одно наблюдение – в последнее время как-то не очень заметно единство в высказываниях и действиях Банка Японии и японского Минфина. Все реже слышны заявления о совместной борьбе и согласованных действиях. Возможно, между ЦБ и правительством имеется какой-то конфликт, но – это не более чем домыслы и слухи.
Теперь о «вечной» теме последнего времени – Евро. Евро растет, несмотря на то, что политические, экономические и финансовые проблемы Европы обостряются на глазах. Внятных политических решений в Еврозоне по-прежнему нет, разногласия между Германией и группой стран во главе с Францией и Италией не сокращаются, доходность облигаций Испании достигла исторических максимумов выше 7%, а Италии – приблизилась вплотную к этой «магической» цифре. Греческие выборы состоятся на этих выходных. От них, конечно, многое зависит, но ведь по большому счету всем должно быть понятно, что любой результат этих выборов не может быть «фундаментальным» позитивом для Евро. Победа противников существующих договоренностей с властями Еврозоны и других кредиторов – явный и немедленный негатив. Победа Самараса и даже совсем уж невероятная победа старых социалистов – и сохранение Греции в составе еврозоны при полном соблюдении договоренностей с Тройкой, будет, конечно, расценена, как факт «позитива». Но для того, чтобы хоть что-то в Еврозоне начало восстанавливаться, необходимо, чтобы Евро упал, иначе отстающие экономики Еврозоны даже надеяться не могут на восстановлении конкурентоспособности.