Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Manpower Eesti: 9 шагов для улучшения рынка труда

    Во время предвыборных дебатов много говорили, что решение проблем в связи с демографией и нехваткой рабочей силы обладает огромной важностью для будущего Эстонии. Сотрудники рекрутинговой компании Manpower Eesti вносят 9 предложений, касающихся сферы труда, которые стоит записать в новом коалиционном договоре.

    Фото: Craig Robinson
    1) Создание должности министра труда
    Население Эстонии стареет, прирост населения сокращается, нехватка рабочей силы является одной из горячих тем. Даже, если все уехавшие в Финляндию жители Эстонии вдруг вернутся на родину, рабочих рук окажется слишком мало. Поскольку в долгосрочной перспективе нехватка людей будет основной болевой точкой нашего общества, стоит взвесить возможность создания должности министра труда. Сфера ответственности существующей должности министра здоровья и труда охватывает две огромных и очень разных области, что не позволяет в достаточной степени сфокусироваться ни на одной из тем.
    2) Разработка нового Закона о трудовом договоре
    «Срок годности» Закона о трудовом договоре давно истёк – ему требуются не косметические изменения, а полностью новые содержание и форма. Основными проблемами являются два неверных по своей сути предположения. Во-первых, закон предполагает, что работник – глупый простофиля, а работодатель – жадный толстосум. На самом деле подавляющее большинство работников и работодателей – понимающие и разумные люди, желающие договориться о трудовых отношениях, которые нынешний закон не предусматривает. Во-вторых, действующий закон построен, исходя из логики производственного предприятия эпохи мануфактур, но фактически три четверти ВВП страны обеспечиваются сектором услуг. Большинство трудовых отношений являются по смыслу нынешнего закона исключениями, тогда как должно быть наоборот. Новый закон должен акцептировать новые формы труда, позволять чётко увязывать срок трудовых отношений с окончанием выполнения работы или заказа, позволять гибко договариваться о количестве рабочих часов в неделю и об условиях испытательного срока.
    3) Отмена абсурдного налога на особые льготы
    В каком-то регионе Эстонии может быть безработица, и государство платит безработным пособия, тогда как в другом регионе имеет место серьезная нехватка рабочих рук. В плане налогообложения привоз людей на работу и их расселение недалеко от места работы приравниваются к зарплате, т.е. работодатель фактически платит за транспорт и размещение двойную цену. Однако, поездка на автобусе на работу не является зарплатой, премией или бонусом! Также сегодня работодатель платит двойне, если хочет предложить работникам кофе и фрукты, подарить им день рождения коробку конфет или новогодний сладкий подарок их детям. Мы предлагаем отказаться от этой абсурдной практики, создающей препятствия предпринимательству и мобильности рабочей силы.
    4) Модернизация системы образования
    Если мы хотим, чтобы сегодняшние дети стали в будущем успешными, система образования должна делать больший упор на творчестве, гибкости и мотивации. Развитие технологий и роботизация в будущем приведут к упразднению многих рутинных профессий, что изменит характер работы людей. В условиях конкуренции устоит не тот, кто обладает информацией, умениями и знаниями, а тот, кто является гибким и умеет быстро учиться. Жизненный цикл профессий становится короче: всего через 10 лет появится множество специальностей, которые сегодня никто не может даже предвидеть. Мы признательны директорам школ и учителям, которые наряду с предоставлением традиционного образования готовят детей к жизни в меняющемся мире, но система образования в целом могла бы заниматься тем же самым, чтобы обеспечить всем равные возможности на будущем рынке труда.
    5) Обеспечение возможности бесплатно учить эстонский язык
    В Ида-Вирумаа большой потенциал найти работников, но недостаточное владение языком является причиной того, почему люди там выполняют преимущественно низкооплачиваемую работу с низкой добавочной стоимостью. Позитивно, что политики думают о том, чтобы нынешние дети, заканчивая школу, хорошо владели бы эстонским языком, но временное решение обеспечило бы и эффективное обучение языку и тех, кто уже закончил школу, но не владеет государственным языком даже на минимальном уровне. Более умная интеграция является ключом к решению многих проблем, но она предполагает хорошо организованное на государственном уровне обеспечение обучения эстонскому языку. Вопрос языкового обучение актуален также и в Таллинне.
    6) Отказ от квот на иностранную рабочую силу
    В Эстонии имеет место нехватка высококвалифицированных специалистов и простых рабочих. В ситуации, когда ежегодно людей трудоспособного возраста становится на 10 000 меньше, следует говорить не о максимальной квоте на иностранную рабочую силу, а о минимальной. Существующая политика в этой области вредит конкурентоспособности Эстонии и препятствует развитию предпринимательства и общества. Отказ от квот не приведет к массовой миграции, поскольку позволит предприятиям привозить в страну только людей, которым обеспечены конкретное место работы и доход, и которые, закончив работать, вернуться к себе на родину. Если же отказ от квот кажется слишком радикальной мерой, следует, как минимум, пересмотреть верхний предел квоты и дополнительные критерии – например, сократить ограничения по сферам деятельности и требования в отношении зарплаты, а также обеспечить возможность упрощенного продления вида на жительство тем, с кем работодатель хочет продолжить трудовые отношения.
    7) Ликвидация «серых» схем в отношении ввоза иностранной рабочей силы
    Поскольку квота на ввоз рабочей силы искусственно удерживается на низком уровне, взрывообразно увеличилось число действующих полузаконными методами фирм, помогающих обойти квоты. Такие фирмы привозят в Эстонию людей из восточной Европы, про которых неизвестно точно, кто они такие, где именно работают, а налоги поступают (если вообще поступают) в казну других стран. Сокращение числа подобных схем полезно как для государства, так и для честных предпринимателей. «Серые» схемы можно обуздать тремя мерами. Во-первых, ответственность за иностранную рабочую силу следует возложить на эстонского заказчика вместо иностранного посредника, поскольку сейчас местные крупные предприятия вообще не отвечают полулегально работающих на них иностранных работников. В Финляндии уже есть аналогичное работающее решение. Во-вторых, занимающиеся арендой рабочей силы предприятия должны проходить сертификацию и иметь резерв на случай сокращений. В-третьих, следует пересмотреть политику квот в целом, поскольку если дверь открыта пропадает мотивация пытаться пролезть в замочную скважину.
    8) Создание новых возможностей для пенсионеров
    Иностранные работники – далеко не единственный способ разрешения кризиса рабочей силы. В Эстонии тысячи пенсионеров, которые хотели бы и могли бы работать, если бы их ценили, обеспечивали им гибкие формы работы и не наказывали бы налогами. Сегодня поддерживают предпринимателей, которые трудоустраивают давно неработающих людей, но такие же инструменты можно было бы использовать для мотивации найма пожилых. Кроме того, налоговая система для пенсионеров должна быть простой и понятной, чтобы люди не отказывались от работы, опасаясь, что весной им придется доплачивать подоходный налог.
    9) Сокращение армии чиновников
    Продолжительный экономический рост способствовал увеличению числа получающих зарплату от государства чиновников. Разумеется, Эстонии нужен сильный аппарат чиновников, но некоторые роли вместо государства мог бы выполнять частный сектор – конечно, если все условия будут согласованы. Также не стоит тщательно скрывать выборы членов советов и высшего руководства различных государственных учреждений. В отношении найма высших чиновников, а также – почему бы и нет – советов государственных предприятий могли бы действовать элементарные открытые конкурсы и работать профессиональные оценочные комиссии.
  • Самое читаемое
Статьи по теме

В литовско-польском газопроводе обнаружили запрещенные российские детали. Замешан может быть и эстонский Infortar
В Литве разразился большой скандал, когда выяснилось, что литовско-польский газопровод, несмотря на запреты, был собран из российских деталей. По одной из версий, запрещенные детали попали к южным соседям через эстонскую компанию.
В Литве разразился большой скандал, когда выяснилось, что литовско-польский газопровод, несмотря на запреты, был собран из российских деталей. По одной из версий, запрещенные детали попали к южным соседям через эстонскую компанию.
Пять важнейших событий этой недели, о которых стоит знать
В центре событий этой недели будет Таллиннская биржа: ожидается несколько собраний акционеров, дивиденды, а также квартальные отчеты. Последние ожидаются и из США, не считая ряда макроэкономических показателей.
В центре событий этой недели будет Таллиннская биржа: ожидается несколько собраний акционеров, дивиденды, а также квартальные отчеты. Последние ожидаются и из США, не считая ряда макроэкономических показателей.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.