С каждым годом количество пиратских
нападений на торговые суда увеличивается.
В ночь на двенадцатое мая у берегов Либерии пираты захватили судно Tahoma Reefer, ранее принадлежавшее Эстонскому морскому пароходству.
Судно стояло на якорной стоянке в шести милях от берега и готовилось уйти в Чёрное море, где новый хозяин, английская компания, должен был поставить его на ремонт. Ночью, подплыв на рыболовецких лодках, тридцать человек забрались на борт судна, избили находившихся на судне трёх членов команды и выбросили их за борт, не беспокоясь, доплывут они до берега или нет. Все, к счастью, выплыли.
Пираты, захватив судно, перепилили якорную цепь и двумя небольшими рыболовецкими судами отбуксировали его в территориальные воды Кот-д?Ивуара. Примечательно то, что капитан судна связался как с местнй полицией, так и с расквартированными в Либерии силами ООН, которые подняли в воздух вертолёт и вели судно до территориальных вод Кот-д?Ивуара, не предприняв попытки воспрепятствовать пиратам.
Статья продолжается после рекламы
На сегодняшний день местонахождение судна не известно. И его поиски пока не увенчались успехом, хотя в Либерии находится 16-тысяч shy;-ный контингент войск ООН, есть войска ООН и в Кот-д?Ивуаре.
Пираты нынче не редкость
Как рассказал Вячеслав Санташёв, руководитель Defendo Meritime onsulting
OU, спе shy;циализирующегося на международном морском пра shy;ве, подобные случаи - не редкость в современном мире. Сообщения о пиратских нападениях на торговые суда поступают, как сводки с фронта, почти каждый день. В вышеописанном случае на судне не было груза, поэтому его, скорее всего, продадут на металлолом за 300-400 тыс. долларов.
По данным Международного морского бюро (IMB), в прошлом году было совершено 447 пиратских нападений, ни одно из захваченных судов не было возвращено хозяевам, и ни один пират пойман не был. Как отмечают специалисты, пиратских нападений с каждым годом становится всё больше. Так, если в 2001 году было захвачено 200 судов, то в прошлом году уже 447. По данным той же организации, ущерб от пиратских нападений в прошлом году составил 16 млрд. долларов. По оценке других специалистов, ежегодный доход пиратов от их “бизнеса” составляет порядка 25 млрд. долларов.
По словам руководителя отдела безопасности судов Департамента водных путей Марека Раука, для Эстонии это не проблема, так как суда эстонских морских компаний ходят по Балтике, где морского пиратства нет. Но в других регионах планеты - это существенная проблема. По его словам, в 2004 году был принят международный кодекс безопасности на море, где расписаны действия команды в случае пиратского нападения. Судам рекомендуется обходить стороной опасные районы и постоянно держать радиосвязь с землёй и другими судами. В то же время он признаёт, что без shy;о shy;ружная команда торгового судна не сможет воспрепятствовать абордажу хорошо вооружённых корсаров. В этом случае, по его словам, лучше не геройствовать. По словам Раука, на международных конференциях проблему пиратства обсуждают, но дальш сбора статистики дела в борьбе с пиратством не продвинулись.
В отличие от корсаров прошлого современные пираты не вывешивают Весёлого Роджера” на мачте, а используют скоростные катера, маскируясь под пограничников или таможенников, что позволяет им беспрепятственно останавливать суда. Чаще всего нападению подвергаются танкеры, контейнеровозы и рыболовецкие траулеры.
Статья продолжается после рекламы
Три вида современных флибустьеров
По словам Санташёва, современных флибустьеров можно разделить на три вида: первый вид - это “шпана”, которая нападает на небольшие суда, стоящие в порту или на рейде, чтобы стащить то, что плохо лежит или ограбить команду. Как правило, они вооружены палками и ножами, иногда пистолетами, к судну подходят на лёгких лодках.
Второй вид - это хорошо оснащённые бандиты, имеющие в распоряжении быстроходные катера. Вооружены автоматами, крупнокалиберными пулемётами и гранатомётами. Перехватывают суда, идущие малым ходом в проливах или вдоль берега. Цель их атак - завладеть ценным грузом или судном. Они заранее знают, какое торговое суно им нужно и что им надо брать на этом судне. С командой не церемонятся: либо всех убивают, либо выбрасывают за борт. В последнее время стали брать команду в заложники с целью получить выкуп.
И третья группа - это преступные синдикаты, имею shy;щие разветвлённую сеть морских брокеров и фрахтовщиков, обладают связями в правительственных и правоохранительных кругах. Оснащены современными средствами спутниковой связи и навигации. Они не только похищают грузы и суда, но и предлагают дешёвый фрахт. Найдя падкого на низкую цену грузоотправителя, они заключают контракт, оформленный на подставную фирму. В итоге “судно - призрак”, загрузившись в одном порту, исчезает на просторах мирового океана.
Пираты преимущественно действуют в шести регионах мира: побережье Индонезии, Бангладеш, Нигерия, Индия, Малаккский пролив и Аденский залив. Там происходит 70% всех нападений.
Непотопляемы и ненаказуемы
Международной практикой допускается уничтожение пиратов без суда и следствия. Однако взятые в плен пираты должны предстать перед судом той страны, в территориальных водах которой они были захвачены, или, если пиратов поймали в нейтральных водах, их должны судить в стране, к которой приписано судно.
Наиболее эффективно бо shy; shy;рются с пиратством Военно-морские силы, так как в открытом море только они имеют право останавливать суда. Но в мировом океане, кроме американского ВМФ, другой силы практически нет. Кроме того, после окончания холодной войны в Юго-восточной Азии США и Великобритания на 50% сократили своё военное при shy; shy;сутствие, что незамедлительно отрази shy;лось на росте нападений на торговые суда. В 1991 году в малазийской столице Куала-Лумпуре был создан Центр по борьбе с пиратством, который отслеживает места нападений пиратов по всему миру.
Похожие статьи
Конкурентоспособность предприятий все больше зависит от надежности их ИТ-систем, поэтому решения хостинга критически важных для бизнеса систем должны быть безопасными, гибкими и по разумной цене.