Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Cоциолог: проблемы интеграции не только в языке

    Научный директор Института открытого общества Эстонии Ирис Петтай делится мнением о сложившемся положении в жизни двух общин страны на основании фундаментального социологического исследования.

    Ирис Петтай вместе с коллегами уже много лет занимается изучением эстонского общества, треть которого составляют представители других национальностей, пишет novosti.err. Что изменилось за последние 20 лет? На эти вопросы и попытались ответить социологи. Заглянув и в будущее. Результаты опубликованы в книге Rahvuste Tallinn. Но в этом статистическо-социологическом обзоре, составленном Тийной Райтвир, речь идет и о жителях (эстонцах и неэстонцах) всей Эстонии.
    Рассказывает Ирис Петтай:
    Идея досконально изучить ситуацию родилась лет 5-6 назад. С середины 80-х годов в основном шли исследования национальных процессов. Но сейчас стало очевидным, что уже мало одной социологии, а нужен и серьезный статистический обзор.
    Вообще в статистике мало сравнительной информации, как живут эстонцы и неэстонцы. Она не систематизирована, и пришлось проделать огромную работу, чтобы собрать необходимые данные.
    В книге, которая объединяет весь этот труд, 9 глав. Демография, медицина, культура, рынок труда, гражданское общество, религиозные взгляды... Я очень рада, что книга на эстонском языке уже вышла и скоро, в ноябре, будет издана на русском языке.
    Главный вывод - проблемы интеграции кроются не только в языке, а во всех сферах жизни людей.
    Здоровье и деньги
    Раньше не было такой разницы в доходах и образовании между эстонцами и неэстонцами. В некоторых областях эта разница находится даже на уровне риска. Надеюсь, что книга откроет глаза и эстонцам и неэстонцам на существующие проблемы.
    Думаю, что самая грустная картина наблюдается в обзоре здоровья населения. И женщины и мужчины из неэстонцев живут меньше. В целом эта разница составляет три года. Это начинается с того, как люди относятся к своему здоровью. И как государство относится к этой проблеме. Мы рассматривали и ситуацию в здравоохранении в целом.
    В Эстонии только 5% от ВВП идет на медицину и оздоровительные мероприятия, что оставляет нас на последних местах в Европе.
    Есть и такой показатель, когда в Эстонии полезный возраст считается до 50 лет, а в скандинавских странах - почти 70 лет.
    Поразило и положение с рождаемостью. Она в целом по стране отрицательная. Только в Таллинне есть положительная тенденция. Но это относится только к эстонцам. Среди неэстонцев рождаемость падает. Неэстонки меньше рожают даже после появления родительской зарплаты. А для эстонских женщин она стала хорошим стимулом.
    Видимо, одна из причин, что у неэстонских женщин нет такой уверенности в будушем, как у эстонских.
    Есть и другая статистика на эту тему. Среди неэстонок аборты на очень высоком уровне. Это, известно, плохо действует и на здоровье женщин и на их психику. Здесь проблема кроется и в плохой информированности. Например, в эстонских школах намного больше такой информации.
    Образование и труд
    И третья проблема - тоже грустная. Она заключается в том, что среди неэстонцев уменьшилолсь количество людей имеющих степень магистров и докторов. Можно, конечно, сказать, какая разница - эстонцы они или ли неэстонцы. Но для русскоязычного населения нужна своя интеллигенция. Те, кто идет впереди. Если же воспроизводства не будет, то тогда появится опасность люмпенизации общины. Нужно, чтобы интеллектауалы из русскоязычной общины решали эту проблему.
    На рынке труда ситуация тоже выглядит не в очень положительном свете. Эстонцы больше работают белыми воротничками, а неэстонцы занимаются работой попроще. В странах, где такие бренды были очень долго формируется такое понимание, что некоренное население и неспособно заниматься другим. Сейчас самое время что-то изменять, чтобы не усугблять проблему, не дать ей уйти в зону большого риска.
    Конечно, есть и положительные примеры, но факторы риска, на которые надо обратить внимание, занимают значительное место.
    Особенно это важно в молодежной среде. Знание языка и другие достоинства не дает возможности занять такую же позицию. Может быть, акцент, манера поведения кого-то не устраивают. В других странах уже обратили обратили внимание на подобные проблемы и рекомендовали работодателям, чтобы они не концентрировались на таких вещах.
    Конечно, так уже сложилось, что во всех странах некоренное население должно больше трудиться. Но если разница очень большая, то это становится опасным для общества.
    Настольная книга для общества
    Наша книга, содержащая все эти данные и массу полезной информации, написана прежде всего для эстонцев. Мы все-таки живем в ЕС и дожны быть цивилизованным госвударством. Русскоязычное население это большой ресурс. Я думаю, что эстонцы прагматично отнесутся к возникшим рискам. Нет сомнения и в том, что и в Евросоюзе обратят внимание на большую разницу в жизни эстонцев и неэстонцев.
    Некоторые решения проблемы очень простые. Например, больше информировать. Я сама очень многое открыла для себя из этой книги, хотя уже очень давно занимаюсь социологией. Это говорит о том, что надо начинать с того, чтобы выслушать друг друга и вместе искать решения.
    Мешает этому, что интерес к общественной жизни среди неэстонцев в 2-3 раза меньше. Они гораздо меньше участвуют в гражданских организациях. Это тоже тормозит общение между двумя общинами. И, возможно, здесь смогут проявить инициативу эстонские организации, если получат соответствующее финансирование.
    В ЕС такие проекты очень популярны. Сейчас много евроденег и проекты в основном представляют эстонцы. И они довольно сильно влияют на решение разных социальных проблем. У русскоязычных это больше происходит на уровне своего культурного общества. Важно, чтобы они научились видеть и социальные проблемы, готовить соответствующие проекты. Эстонские общества, имеющие большой опыт участия в таких проектах, могли бы взять их под свое крыло. Но при соответствующем финансировании, потому что на одном энтузиазме много не сделаешь.
    Европейская комиссия три года назад пришла к выводу, что ограничиваться в интеграционных программах только языком и гражданством нельзя. Важно, чтобы работали и другие факторы, обеспечивающие конкурентноспособность всем жителям той или иной страны. И еще ЕК сделала вывод, что этим должны больше заниматься муниципалитеты.
    Приоритетными должны быть другие ценности — толерантность, мультикультурность, привлечение некоренного населения к управлению городом, к политике. Этим должны заниматься, например, все члены Ассоциации мультикультуных городов ЕС.
    Таллинн тоже вступил в эту ассоциацию. Я помогала заполнять первый тест, который проходят города-кандидаты. И недостатков было миллион. Например, отсутствие статистики о национальных меньшинствах в городе. Сейчас в этой работе, о которой рассказывала, есть много данных о Таллинне.
    Очень надеюсь, что новый европейский приоритет поможет на муниципальном уровне решать вышеописанные проблемы. Сейчас самое главное, чтобы в городах такие программы были ближе к человеку. Пусть уже на местах смотрят, как сотрудничать детсадам, школам, общественным организациям.
    На самом деле складывающаяся ситуация несет опасность для Эстонии. Если мы не исправим ее, то не сможем называться цивилизованной страной.
    Autor: dv.ee Istsenko Olga
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.