Венчурный капиталист Аллан Мартинсон считает, что сейчас самое благоприятное время для того, чтобы начать собственное дело, потому что цена возможной неудачи никогда ещё не была такой низкой, а, значит, если с первого раза не получится, можно пробовать ещё и ещё, и, в конце концов, удача придёт.
В чём смысл этого призыва, с которым ДВ в целом согласны? Помнится, в разгар кризиса тоже говорилось о том, что именно сейчас, когда уходят конкуренты, а цены падают, самое время ловить удачу за хвост. Сегодняшняя ситуация уже отличается от положения год и два назад. И «дешевизна падения», о которой говорит Мартинсон, означает не столько цены, сколько увеличившиеся возможности, причём хотя бы частично – при сохранении тех условий, которые «подарил» кризис.
Наши основные экспортные рынки оживают. Хорошие показатели экспорта в конце прошлого года наглядно это подтверждают. Рост экспорта (пока только он) вызвал активизацию перерабатывающей промышленности и послужил причиной экономического роста по итогам 2010 года на 3,1%, а в четвёртом квартале – на 6,6%. Немаловажна и роль перехода на евро.
При всех страхах по поводу «тотального роста цен» и заклинаниях скептиков о том, что в самом лучшем случае общеевропейские деньги нам просто ничего не дадут, доверие инвесторов, несомненно, выросло.
Со всем вышесказанным, и в т.ч. с «наследием» кризиса в виде большого количества свободной и недорогой рабочей силы, связано перемещение (и возвращение) в Эстонию производства, в частности, из стран Скандинавии.
На государственном уровне действует целый ряд программ поддержки бизнеса через такие организации как KredEx и EAS. И хотя мы сами публиковали исповеди предпринимателей об их неудачном опыте воспользоваться этой помощью, это всё же не обычный и всеобщий опыт.
На днях газета Aripaev опубликовала очередной ТОП «газелей», т.е. наиболее быстро развивавшихся фирм. В списке собственников этих фирм, в т.ч. и предприятий, оказавшихся в верхней части перечня, немало русских фамилий.
Беглый подсчёт показал, что их примерно треть. Это, собственно говоря, соответствует общему соотношению эстонского и не эстонского населения в стране. В списках «газелей» по естественным объективным причинам не фигурируют предприятия, которые в наших масштабах можно назвать «гигантами». Т
ак уж сложилось, что основная масса представителей того, что мы условно называем «русским бизнесом», сосредоточена в сфере малого и среднего предпринимательства, будь то производство, розничная и оптовая торговля, экспедирование или оказание других услуг, в т.ч. инновационных и наукоёмких, связанных с областью ИТ. При этом именно малый и средний бизнес даёт не только в Эстонии, но и вообще в Европе львиную долю всех налоговых доходов, общественного продукта и рабочих мест.
Призыв воспользоваться «дешевизной ошибки» при создании собственного дела означает, грубо говоря, ещё и то, что, если нет работы, попытайся «сделать» её сам – для начала, создав рабочее место для самого себя, а там, коли дело пойдёт, и для других. Тем более, что ниш, где можно проявить активность, не ломясь в закрытые ворота, не так уж мало.
Как заметил тот же Аллан Мартинсон, не важно, в какой области начинать – отмеченные им условия везде более или менее одинаковы. Тут, кстати, и обширное поле деятельности для тех политиков и политических сил, которые сейчас, накануне выборов, позиционируют себя в качестве заступников прав русского населения.
Нет, видимо, причин сомневаться в их искренности, но вместо того, чтобы бесплодно стенать о его тяжкой доле, займитесь тем, чтобы устранить бюрократические рамки на пути малого бизнеса, чтобы очередное высказывание премьер-министра о «пределе достаточности» экспорта в Россию не понималось теми же бюрократами как руководство к действию (хотя сам премьер явно просто подразумевал, что такая доля вполне оптимальна).
Короче, дел достаточно, и упомянутые русские (и нерусские) бизнесмены из ТОПа «газелей», да и не они одни, вам только «спасибо» скажут.
Autor: dv.ee Istsenko Olga
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Фирма-газель Lindab AS за последние годы заметно выросла и включила в концерн завод в Петербурге, а также частично производство завода в Финляндии.
Все более сложные кибератаки заставляют предпринимателей задуматься, достаточно ли имеющихся у них мер кибербезопасности и что еще необходимо предпринять для скорейшего восстановления работоспособности систем в случае инцидента.