Вопросы руководству Molycorp Silmet и Александру Гурьянову
ДВ обращались дважды с запросами к Дэвиду О’Броку и ещё в третий раз персонально к Александру Гурьянову. Ниже следуют вопросы из запроса ДВ господину Гурьянову. Ответов мы так и не дождались.
В размещённом на городском сайте Силламяэ сообщении о встрече, на которой обсуждался пожар, сказано: «9 июня на улицах города была организована работа полицейских экипажей, которые извещали жителей о возможной опасности и мерах предостережения, специалисты Спасательного Департамента раздавали на улицах города защитные маски и инструктировали население. Информация о ходе спасательной операции размещалась на городском сайте, руководство города сотрудничало с государственными структурами по оперативным мерам реагирования в связи с возможными последствиями пожара и безопасностью гражданского населения».
В связи с этим возникают вопросы, почему эту работу должны выполнять полицейские экипажи и уже после возгорания в городе, который «напичкан» опасными объектами? Почему Molycorp Silmet не установило на всякий случай сигнализацию? Почему горожане не имеют дома защитных средств, живя, по существу, на «пороховой бочке», если учесть количество опасных производств, складов и терминалов (и не только Molycorp)?
На складе были кислоты, которые испаряются? Какова на сгоревшем производстве была главная опасность и как её можно устранить?
Хелен Тамметс из Спасательного департамента сказала после пожара прессе, что Департамент не знает, что было в этом цеху: «Со слов руководства завода, в этом цеху обрабатывали редкие металлы, чем их обрабатывали и что было в пластиковых бочках, которые сгорели, пока неизвестно». Как спасателям тушить пожар, если они не знают, что именно тушат?
Почему руководство завода не предоставило спасателям информацию о том, что было в бочках?Насколько можно верить сообщениям департаментов о том, что ядовитых веществ в воздух не попало, если они даже не знают, что именно тушили?
На какие конкретно вещества были сделаны пробы? Их делали работники дочернего предприятия Molycorp Silmet – Okosil OU?
Гурьянов рассказал, что на месте происшествия работали кроме спасателей и медиков специалисты Инспекции окружающей среды и работники предприятия Okosil, были сделаны все необходимые пробы воздуха и почвы. «По факту все замеры в норме», - сказал Гурьянов. Здесь следует иметь в виду один нюанс – Okosil является дочерним предприятием Molycorp Silmet.
Гурьянов проинформировал также руководство города, что в связи с происшествием сокращений работников на предприятии не будет, однако производственный процесс будет организован с учётом сложившихся обстоятельств. «На данный момент городские власти проводят мониторинг ситуации, в том числе в отношении здоровья и самочувствия жителей города. Частной собственности, находящейся на территории города Силламяэ, а также имуществу города в результате пожара и деятельности спасателей ущерб не был нанесён», - говорится в сообщении города об этой встрече.
ДВ задали множество вопросов Molycorp Silmet. Предприятие несколько раз проигнорировало наши вопросы, отправленные Дэвиду О’Броку и Александру Гурьянову. От О’Брока пришёл краткий ответ, гласивший, что мы должны обратиться к пресс-релизу предприятия и к данным нам пояснениям для прошлого выпуска газеты (
в прошлом номере ДВ также писали о Molycorp Silmet, но в связи с банкротством материнской компании. - Прим. ред.). Увы, ни в пресс-релизе, ни тем более в интервью, которое касалось банкротства Molycorp, не содержалось той информации, которую мы запрашивали. Более того, даже на запрос депутата горсовета Силламяэ Олега Култаева относительно того, какие вещества и в каком количестве хранились в сгоревшем здании, О’Брок ответил, что «ответ на ваш вопрос доступен в комплексном разрешении Molycorp Silmet, которое находится в Министерстве окружающей среды». (См. также вопросы руководству Molycorp Silmet и повторное письмо Александру Гурьянову.)
По словам нашего анонимного источника, пожар продемонстрировал неготовность предприятий Силламяэ (в частности, Molycorp Silmet) и городских властей оперативно работать в кризисной ситуации. «Мэр города является председателем Кризисной комиссии. Взаимодействие этой комиссии, спасателей и предприятия не налажено, нет даже нормальной системы оповещения, не проводятся необходимые учения с задействованием имеющихся сил», - сказал он. - Получается, если снова что-то «рванёт», неизвестно, какими могут быть последствия».