Эстонская компания Tehnokeskus с двадцатилетним стажем на рынке металлоконструкций в ноябре обанкротилась. «Налоговый не пошел навстречу и не дал отсрочку по долгам», – поясняет ее руководитель Сергей Лысиков. Фирма, у которой дела шли хорошо, были заказчики и репутация, разорилась, по его словам, из-за того, что просчиталась с партнером.

- Среди клиентов Tehnokeskus – строительные компании из Эстонии и Финляндии.
- Foto: Tehnokeskus
«Как согнуть трубу, уголок или полосу?» – легко ответить на этот вопрос обещала посетителям своего
сайта компания Tehnokeskus. Сайт еще работает, но сама компания 14 ноября признана банкротом. Это решение положило конец длинной тяжбе с Налоговым департаментом и двадцатилетней истории компании.
Созданная в 2005 году Tehnokeskus сама изготавливала, продавала и устанавливала различные металлоконструкции, винтовые и маршевые лестницы, ограждения и пр. «Металлоконструкциями фирма занимается 18 лет, потихоньку росли. В основном у нас заказчики – строительные компании финские, но и эстонские тоже были», – рассказывает Лысиков.
Проблемы у фирмы начались в 2023 году, когда Налогово-таможенный департамент (НТД) потребовал заплатить подоходный налог, а также вернуть полученный возврат по налогу с оборота из-за того, что компании, связанные с его партнером Анти Вийгисалу, не подали отчет и не заплатили налоги.
Статья продолжается после рекламы
Как ранее писали ДВ, Налоговый департамент поначалу заподозрил Лысикова в отмывании денег через фирмы-однодневки, а затем потребовал, чтобы его компания вернула государству НСО с десятков тысяч евро, переведенных связанным с Вийгисалу фирмам Lada Halduse, Spets Montor и Gavaneft. Данными компаниями при этом руководили подставные лица.
«Захотели сэкономить денег. Воспользовались услугами одного небезызвестного товарища Анти Вийгисалу», – вспоминает Лысиков. Фирмы Вийгисалу делали для Tehnokeskus оцинковку изделий.
«Мы еще тогда спрашивали, почему такая цена. У нас 70 центов за килограмм, а у него – 30. Он говорил, что берет большими объемами, собирает много заказов и за счет этого получается цена ниже. Ну и все это было реально оцинковано. Но затем налоговый попросил, чтобы мы исправили декларацию и заплатили налоги дополнительные, поскольку Вийгисалу их, оказывается, не платил. С этого все началось. НТД сказал, что вы зачли НСО, а теперь должны обратно его выплатить. Мы говорим: почему, если это были реальные сделки? Они говорят: "Нет, мы считаем, что это были нереальные сделки. Сегодня в фирме там три человека, три человека не могут сделать такую работу". Но мы говорим, что мы же не волшебники, не Гарри Поттеры, мы не могли взять товар больше ниоткуда, а финские заказчики подтвердили, что они получили оцинкованный товар…» – рассказывает Лысиков.
Высокая производительность и низкая цена компаний Вийгисалу теоретически могла объясняться использованием нелегальных работников, о чем подробно писали ДВ.
Лысиков и сам столкнулся с одним из таких нелегалов. Работник, несмотря на то, что усердно трудился, зарплату не получал, а в итоге был выслан из страны за отсутствие документов.

- Претензии НТД фактически заставили закрыться работавшую компанию Сергея Лысикова.
- Foto: Личный архив
«Хотим вновь обратить ваше внимание на то, что в сделках продажи товаров и оказания услуг, облагаемых НСО, наряду с заслуживающими доверия продавцами участвуют и лица, цель деятельности которых – обогащение путем мошенничества с НСО. Таким образом государству наносится существенный ущерб. Мы и ранее обращали Ваше внимание на то, что Ваши партнеры – проблемные», – предупреждал Налогово-таможенный департамент Сергея Лысикова еще два года назад.
С тех пор проблемы только нарастали. «Конечно, НТД сделал полностью проверку Tehnokeskus. Докопались до CMR-ок (транспортная накладная, основной документ между отправителем и перевозчиком – прим. ред.). Мы получали товар с Литвы и с Латвии, металлические изделия. И получалось так, что в CMR была подпись отправителя, водителя, но не было нашей подписи, что мы получили. А мы получили, в папку сложили CMR-ки и все. Я говорю, ну давайте, я сейчас подпись поставлю. Налоговики говорят, "нет, сейчас уже не надо”, и сделки тоже засчитывает как недействительные».
Еще один поставщик из Литвы, по его словам, зарегистрировал поставку не как товар, а как услугу. «А на эту услугу, получается, еще там подоходный налог приходит, – объясняет Лысиков. – Ну и там впоследствии, конечно, проблемы начались, когда другие фирмы увидели, что мы с налоговым ругались. Они стали закрывать договоры, которые у нас были с оплатой в 30 дней, стали работать только по предоплате, поскольку мы для них стали неблагонадежными. Мы даже в суд на НТД подали, а потом пошли договариваться: мы считаем, что вы не правы, вы считаете, что мы, так давайте возьмем тайм-аут, фирма продолжит работу, вы будете получать какие-то налоги, люди дальше будут работать. Но они сказали: “нет, мы хотим все и сразу, а то, что люди работу потеряют, нам все равно”. Ни на какой компромисс не пошли».
Поэтому с компанией пришлось попрощаться, резюмирует Лысиков: «Фирма работала столько лет, а получилось банкротство». Если бы не история с Вийгисалу, может быть, у компании и был бы спад, как в целом на рынке, но такого печального конца удалось бы избежать, уверен он.
Статья продолжается после рекламы

- Даже финские фирмы стали опаздывать с платежами.
- Foto: Tehnokeskus
«В Финляндии был кризис, конечно, тоже, меньше работы было, но стройка там не останавливалась. Да, говорят все про кризис, но когда я поехал туда к заказчикам, что-то не увидел там никакого кризиса: кран на кране стоит, – говорит Лысиков. – Заказы были постоянно, но в последнее время платежная дисциплина стала хромать. Некоторые фирмы, даже финские, опаздывают с платежами. Некоторые с декабря месяца еще оставались должны. А это очень нехарактерно для Финляндии. Это в Эстонии нормально не заплатить. Здесь, считайте, кинуть партнера на стройке – это традиция. Если ты не взял предоплату, то, считай, все пропало. А если дал, то можешь больше ни рабочих, ни денег своих не увидеть».
После претензий НТД у Tehnokeskus начались проблемы с банками. «Coop Pank, например, закрыл наш счет со дня. То есть он написал нам письмо, что с завтрашнего дня ваш счет не работает, я когда письмо получил, счет уже не работал, ничего нельзя было перевести, ничего не сделать, счет был заблокирован», – рассказывает Лысиков. На момент публикации статьи ДВ не получили комментарий банка.
Впрочем, предприниматель собирается продолжать работу, уже в другой своей фирме – помимо остающейся на плаву OÜ Torupainutus в мае этого года Лысиков учредил OÜ SteelWorld, пока не ведущую деятельность. Кроме того, у него есть OÜ L-Steel, у которой также есть налоговая задолженность больше 100 000 евро, T-Keskus OÜ (более скромный долг в районе 6000 евро).
На одну из своих компаний он собирается переписать оборудование, находящееся в Таллинне. Туда же перейдут сотрудники, говорит Лысиков: «Из рабочих кто-то ушел уже, не стал ждать. Сказали, придут, как все наладится. Опять все начинать с нуля, подниматься, искать новых заказчиков. Может, кто-то из старых не откажется с тобой работать. А что делать? Мы умеем только с металлом работать».
Налогово-таможенный департамент комментировать плачевную судьбу Tehnokeskus не стал. «Мы не можем комментировать информацию о каком-либо конкретном налогоплательщике. Данная информация относится к налоговой тайне, которую мы обязаны хранить», – сообщил ДВ специалист НТД по связям с общественностью Андри Кюйтс.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
В ходе большого рейда по стройкам полиция зафиксировала несколько нарушений миграционных правил. Их количество не меняется уже долгое время. Хотя ужесточение требований для строительных компаний 2023 года должны были улучшить ситуацию.
Строительные компании, которые ждут только государственных заказов, могут закрыться после завершения масштабного проекта Rail Baltic, предупреждает управляющий партнер Prudentia и член бизнес-сети Rail Baltic Иллар Каасик.
Он представляется как Евгений и сразу располагает к себе. Особенно ценой, ведь работает он вчерную, да и рабочим своим не платит. Клиенты остаются без денег и заказа, а работавшие на него строители, в том числе не имеющие документов украинцы, – без зарплаты. Привлечь его к ответственности пока не удалось никому.
Нарва – это не просто географический объект;она постепенно становится центром развития эстонской промышленности. Благодаря новой инфраструктуре, сильной партнерской модели и пособиям из средств Фонда справедливого перехода Европейского союза, именно сейчас наступил наиболее подходящий момент для расширения своего производства или тестирования нового направления в Ида-Вирумаа.