Сухие цифры
С начала года по декабрь Таллиннский порт перевалил 20 млн. тонн нефтепродуктов, что всего на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них 15 млн. тонн шли под контролем фирм Тимченко - либо фрахтователем, либо поставщиком, либо владельцем груза, а чаще и тем, и другим выступали вышеперечисленные фирмы. В общей сложности это составляет 75% от всего оборота нефтепродуктов, а из всего объёма грузов, который Таллиннский порт в нынешнем году обработал - 31 млн. тонн - на Тимченко приходится 50%.
Подобная зависимость порта не плоха и не хороша - это просто факт, считает исполнительный директор Союза портовых операторов Аго Тийман. В отношении перевалки нефтепродуктов и их объёмов - факт свершивший shy;ся, то есть, по словам Тиймана,тот поток, который сейчас есть, увеличиваться не будет, а возможно, даже сократится.
“Я не говорю, что это плохо, когда работа порта зависит от одного человека, - сказал министр экономики и коммуникаций Юхан Партс, - но это, безусловно, риск для предприятия”.
Что-либо изменить в сырьевом транзите с востока на запад, по мнению Партса, Эстония не может. Поэтому, добавляет министр, следует ускоренными темпами развивать транзит с запада на восток, и не только в Россию, но и в Среднюю Азию, где потребность в товарах с каждым годом растёт. В первую очередь речь идёт о контейнерных перевозках.
Риск существует
Эксперт в области транзита Райво Варе также считает, что для порта существует определённый риск, когда направление большой части груза зависит от одного человека. И изменить эту ситуацию порт не может, потому что сегодня не портовый оператор выбирает клиента, а клиент выбирает, где и с кем ему работать.
Варе считает, что необходимо диверсифицировать клиентскую базу порта. Так как в транзите нефтепродуктов это сделать невозможно, а надеяться на увеличение нефтетранзита даже не стоит, скорее, наоборот, он будет и дальше сокращаться, то следует наращивать клиентскую базу по другим видам товаров - химия и контейнеры.