У наших северных соседей подобная ситуация возникла 18 лет назад. В Финляндии экономический спад длился три года, достигнув в худшие времена 6%. Безработица росла пять лет подряд, достигнув 18%. Это параметры кризиса.
Опираясь на опыт финнов, мы должны стремиться усилить фундамент экономики и обеспечить её надёжность.
Есть и положительные стороны экономического спада: внешние долги уменьшаются, наши компании активнее стали искать возможности экспорта, замедляются как стремительный рост зарплат, так и рост цен.
Если наш экономический рост в следующем году будет незначительным, то мы должны обеспечить, чтобы не пострадали такие бюджетные сферы как медицина, социальная сфера, образование и безопасность, чтобы государственные инвестиции предлагали достаточно трудовой занятости и чувства уверенности.
В бюджете на следующий год заложены доходы в объёме 97,8 млрд. крон и расходы в объёме 98,7 млрд. крон. Хотя расходы превышают доходы, рамки нынешнего бюджета являются тем балансом, который был найден в качестве опоры как при нормальном развитии, так и при возможных спадах. Это означает, что если экономический рост будет меньше предполагаемого, государство применит средства для быстрой ликвидации кризиса, восстановления экономики и оживления рынка.
В следующем году бюджет будет на 8,4 млрд. крон больше нынешнего бюджета. Расходы вырастут, в основном, за счёт более активного использования европособий и обязательств растущих стран.
При составлении бюджета мы учитывали главную цель - безопасность. После событий в Грузии расходы на оборону были увеличены до 1,9% от ВВП. Также было выделено больше денег на внутреннюю безопасность.
В более широком смысле безопасность означает то, что наши люди должны выше ценить образование и чувствовать себя защищёнными с социальной точки зрения. Тем самым я могу сказать, что в бюджете на следующий год выделены существенные суммы на образование и максимальное использование пособий из ЕС. Также будут выполнены обещания, данные пенсионерам.