Даже если в глобальном контексте можно прогнозировать некоторое улучшение ситуации, Эстония, по оценке работодателей, будет последней, куда вернутся инвестиции.
«Это достаточно пессимистическая перспектива, и мы не считаем обоснованным повышать минимальную зарплату в условиях, когда реальная зарплата будет с большой долей вероятности падать», - разъяснил Крийс позицию работодателей и добавил, что поскольку притока денег на рынок рабочей силы ждать неоткуда, финансы предприятий скоро достигнут своего потолка.
Повышение «минималки» означало бы, по его словам, по существу, то, что предприятиям пришлось бы перераспределить имеющийся фонд заработной платы в пользу низкооплачиваемых работников. Такое решение ударило бы бумерангом по работодателям, которые оказались бы перед необходимостью снижать зарплату работникам с более высокой квалификацией, что может вызвать противоположный и печальный эффект – стремление сохранить ключевых специалистов вынудит сокращать большее количество низкооплачиваемых работников. В итоге повышение минимальной зарплаты способно привести к росту армии безработных, а поэтому, как отметил Крийс, лучше отложить его до прояснения ситуации.
«Эти рассуждения беспочвенны. С тех пор, как была введена минимальная зарплата в нынешнем понимании, ее рост никогда не вызывал роста безработицы, последнее зависит от других факторов», - парировал Харри Талига.
Не следует, по его словам, забывать, что хотя краткосрочная статистика, возможно, и показывает сейчас снижение цен на товары и услуги, далеко не все падения мировых цен находят отражения в эстонских ценах, и главная забота состоит в том, чтобы доходы людей с самой низкой зарплатой не уменьшались. «Потому-то профсоюзы и работники, особенно за пределами Таллинна, так ждут этого соглашения», - сказал Талига.
«Профсоюзы сами взвинтили ожидания, но мы не можем в здравом уме следовать за ними. Если вы требуете невозможного, то и отвечайте за последствия ожиданий», - отметил Крийс.
Президент Эстонской ассоциации мелких и средних предприятий (EVEA) Свен Сестер полагает, что рост минимальной зарплаты не увеличит денежного бремени микро- и мелких фирм. Иное дело, когда речь идет о средних и, особенно, крупных предприятиях, на которых значение работника как индивида снижается, зато увеличивается количество работников, получающих «минималку». Тут ее рост, конечно, ударит по кошельку фирмы.
Если заморозить размер минимальной оплаты труда, то работодатели смогли бы сэкономить в будущем году на каждом работнике, получающем минимальную зарплату, 7980 крон. По данным Налогово-таможенного департамента, «минималку» получает примерно 1000 000 человек, а по данным Департамента статистики, примерно 40 000 человек.