Эстония никогда не станет самой богатой страной в мире, потому что мы слишком ленивы и недостаточно умны для этого, пишет инвестор и предприниматель Хельдур Меэритс.
- Хельдур Меэритс, предприниматель Foto: Andrus Kralla
Когда я последний раз давал деньги партиям? Не помню. Пока и не планирую, но никогда не говори никогда.
Почему предприниматели дают партиям деньги? Я не могу придумать ни одной убедительной причины. Раньше я думал, что из-за мировоззрения, но большинство из тех, кто упирает на него, кривит душой. Вариант первый: за этим стоит конкретная договорённость. Вторая причина – желание быть поближе к тем, кто принимает решения. Я придерживался наивной идеи о мировоззрении, но со временем розовые очки начали трескаться.
Как же у партий обстоят дела с мировоззрением? Нельзя сказать, что все политики являются циничными карьеристами. Тут идёт борьба двух мотиваторов: благородного желания служить обществу и заполучить побольше денег. Нельзя сказать, что один из этих мотивов полностью доминирует. Политики – это умные и рациональные люди, для которых важен успех на выборах. Некогда самым сильным был вождь племени. Потом кто-то более сильный свергал старого вождя. Все решалось с позиции силы. Теперь властители бьются за симпатию избирателей.
Программы партий рассматривают в целом микрорегулировку. Никто из председателей партий не хочет признавать проблем.
На какой проблеме, по вашему мнению, должны сосредоточиться лидеры партий? На старении населения. На фоне этого можно рассматривать и госреформу. Всё больше приходится иждивенцев на одного работающего человека. Здорово, что соцналог обещают понизить, но никто внятно и не ответил, за счёт чего будут закрывать дыру в пенсионном фонде и Больничной кассе. Уже сейчас расходы на пенсию превышают поступающий соцналог. Можно предположить, что скоро и Больничная касса столкнётся с этой проблемой.
Когда-то Ансип сказал, что производительность труда растёт, но растут и расходы, так что это нас не спасёт.
Почему наша производительность труда настолько отстаёт от средней по Европе? Частично проблема в структуре экономики, частично – в небольшом размере наших фирм. У них нет денег на научную деятельность и разработку. Например, фирма продаёт товаров на миллион евро в год и выделяет на научную деятельность и разработку два процента от продаж, то есть 20 000 евро. Я не знаю, что можно было бы изобрести за сумму меньше 100 000 евро. У наших компаний есть деньги на 0,2 изобретения, а если эта цифра меньше одного, то и изобретений нет.
Что могут сделать политики для роста экономики? Не всё у нас так плохо. У нас простая налоговая система. Хорошо организованы расчёты. ИД-карта просто фантастическая вещь. Думаю о Люксембурге, который 50 лет назад был совершенно бессмысленной страной с парой сталеплавильных печей и коровами. Они сумели с нуля создать финансовый центр.
Свою роль сыграли налоговые льготы, но важнее всего было надёжное законодательство. Наши политики должны прекратит стряпать законы. Они напишут закон на 80 страниц, а несчастные люди должны по нему жить. Так и приходится малому предпринимателю быть одновременно юристом, кадровиком и бухгалтером.
Когда мы разбогатеем? Иван-дурак тоже сидел на печи и ждал, когда он разбогатеет. Я не вижу причин думать, что мы должны стать самой богатой страной в мире. Надеяться можно, но мы для этого слишком ленивы и недостаточно умны.
Если я правильно помню, у 15% работающего населения Эстонии нет даже основного образования.
Когда Ансип обещал, что мы попадём в пятерку самых богатых стран, только треть юношей годилась по состоянию здоровья в армию, а в некоторых волостях почти 100% населения были инвалидами. И как со всем этим попасть в пятёрку самых богатых стран? Это против законов природы.
По сути, больное население и плохо работающая госмашина – это одно и то же. С этой точки зрения обещать богатство было глупо. Теперь Таави Рыйвас поставил ту же пластинку и пытается её снова проиграть. Фантазии нет никакой.
Какой будет Эстония через 50 лет? При чёрном сценарии Тарту превратится в Детройт, людей мало, половина домов разрушена. Ведь Тарту живет по большей части за счёт госфинансирования: университет, клиника, вся медицина и образование.
Если в срочном порядке не будет решена проблема старения населения, то номинально государственные доходы могут вырасти, но нужно будет искать деньги для выплаты хоть какой-нибудь пенсии и оказания хоть каких-нибудь медицинских услуг. И в один прекрасный момент жители Таллинна поймут, что на их деньги содержат всю Эстонию. Это обязательно отразится в политической программе.
Розовый сценарий включает иммиграцию. Нам нужна контролируемая иммиграция, чтобы улучшить структуру населения. Может, если люди будут умнее, то и производительность вырастет.
Недавно по социальным сетям прошёл вопль, что нет ни одной счастливой страны с большим количеством иммигрантов. Я знаю по крайней мере две такие страны: Америка, университеты которой привлекают лучших деятелей, а страна их успешно интегрирует, и Дубай. Бессмысленный клочок земли посреди пустыни, но туда мечтает попасть 2,3 миллиарда человек.
Ещё 50 лет назад там ничего не было, сейчас же примерно 70% населения составляют иммигранты. Понемногу привлекается более сложная предпринимательская деятельность. Это хороший пример того, как за счёт иммиграции можно построить процветающую экономику.
Хелдур Меэритс
инвестор, предприниматель
Похожие статьи
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.