В отличии от многих других, кто начинает на местной бирже, Красс сразу отправился набивать руку на бирже США. Так как Красс по образованию провизор и со своей фирмой сейчас работает в сфере лекарственных препаратов, то его сразу привлек биотехнологический сектор. «Это было в период кризиса, я отправился в сектор biotech. Кстати, интересно теперь вспоминать, что я не заметил, что был какой-то кризис. Он тогда не влиял на biotech, там падение случилось в 2013 году», - вспоминает Красс.
Его первой акцией стала небольшая компания Spectrum Pharmaceuticals (SPPI). «Я тогда не знал, как выбирать акции. Думал, что если цена акции низкая, то значит она дешевая – вот такое наивное решение». Так как рынок биотехнологий является одним из самых волатильных, то Красса, который считает себя инвестором с высокой степенью толерантности риска, ежедневные скачки цены не беспокоят. «Но после того, как первая акция упала на 30%, то тогда это вызвало беспокойство», - сказал инвестор, который в начале своего пути взял за основу правило – ни из одной позиции не выходить с убытком.
«Если по началу я думал, что куплю дешево и акция начнет расти, но так как это biotech, то очень скоро этот тезис исчез. Я понял, что если предприятие в начальной фазе развития, оборотов нет, то на этом не построить инвестиционный тезис. Я работал в Merck и Pfizer и то, чему я там научился, очень помогало в инвестировании – помогает читать отчеты предприятий, помогает лучше понять, в какой фазе предприятие. В этой сфере вероятность, что новое лекарство выйдет на рынок, очень мала», - говорит Красс. Сейчас у него для своего портфеля составлена оптимальная формула: около трети у него в стабильных активах, таких как золото, остальное в акциях, облигациях.
«По началу 50% было в деньгах и 50% в акциях, но после того, как инвестор Тоомас поменял свою стратегию, поменял ее и я. 80% от акций я инвестировал в акции с большой рыночной капитализацией, 20% - в небольшие и волатильные. «Если хорошо выбирать, то оно себя оправдывает – маленькие, разумеется, приносят больший доход, так как их акции могут вырасти не на пару процентов, а на 100%, 200%. Но всегда попадаются чёрные овцы – в этом случае нужно быстро реагировать».
Biotech-индексы, которые отслеживает Кристьян Красс
IBB – крупные биотехнологические предприятия
XBI – мелкие биотехнологические предприятия
Инвестирование в акции биотехнологических предприятий имеет еще одну особенность: если другие акции в основном реагируют на новости, то акции биотехнологий больше на слухи. До тех пор, пока ходят слухи о том, что какое-то лекарство может оказаться успешным или получить у регулятора разрешение, акция будет расти. Но после того, как приходит негативная новость, акция падает как камень.
Акции в портфель он выбирает скорее по фундаментальным показателям и истории. «Технические графики тоже можно посмотреть, но если у предприятия нет истории, то оно не подходит. Так как я работаю в секторе здравоохранения, то я для себя исключил так называемые греховные акции: производители табачных изделий, военная промышленность, марихуана. Хотя, они могут для инвестора быть очень доходными».
Stop-loss для своих позиций Кристьян Красс не использует, но регулирует размеры позиций. «Если одна позиция становится очень большой, тогда я балансирую. Например, если какая-то акция вырастает до 20% от стоимости портфеля – если она начинает падать, то это тянет за собой весь портфель. Для меня одним из главных уроков, на что я в начале вообще не обращал внимания, что портфель должен жить своей жизнью, а я своей», - отметил Красс. По этой причине он решил действовать на рынках лишь с теми деньгами, которые для ежедневной жизни не нужны.
У него есть еще один принцип – если он покупает, то скорее на крупную сумму – на 4000-6000 евро. «Я подсчитал, что если я покупаю акции, то банк уже берет 20 евро. Я не часто продаю или покупаю, но беру сразу большой порцией», - пояснил Красс.