Арендодатели последние три года находились в подвешенном состоянии. Сначала коронавирус внес краткосрочную неразбериху, из-за чего в некоторых случаях стоимость аренды квартир резко пришлось снижать. А вскоре цены на квартиры стали расти быстрее, чем цены на аренду, что стало снижать доходность вложенного капитала арендодателей.
Сегодня мы наблюдаем обратный процесс – стоимость аренды выросла, а цены на недвижимость снижаются. Казалось бы, это должно благоприятно отразиться на доходности. Однако рост Euribor спутал все карты. Сегодня речь идет не столько о прибыли, сколько о способности покрывать расходы по кредиту за счет арендной платы.
Инвесторы много лет активно пользовались дешевыми деньгами и по возможности приобретали сдаваемый в аренду объект в кредит. Это была максимально простая и доступная широкому кругу инвесторов модель. При ставке Euribor в 0%, средней банковской марже около 2-3% и арендной доходности в пределах 6-8% чистая прибыль инвестора (уже с учетом уплаченного подоходного налога по ставке 16% для частного лица) при самофинансировании в 30% начиналась с 10-12%.
При этом чистый денежный поток, уже за вычетом расходов по кредиту, мог достигать половины от арендной платы. Если же в качестве первоначального взноса выступало залоговое имущество, а не живые деньги, то тут инвестор вообще мог «из воздуха» делать весомые суммы. Еще совсем недавно это была золотая жила для небольших частных инвесторов. Сегодня такая модель все еще остается жизнеспособной, однако доходность ее уже совсем другая, при значительно возросших рисках.