С учетом изменившейся мировой экономической ситуации мы должны разыгрывать гораздо более серьезную экономическую карту и делать это не просто предлагая дешевое выполнение простейших подрядов.
Выходом может стать китайская карта. Это означает, что Таллинн и Эстония в целом могли бы развивать экономическую среду, необходимую экономике Китая для интеграции с Европой. В Таллинне можно было бы создать промежуточные базы, на которые китайские предприятия могли бы опираться на пути в развитые страны Европы. Таллинн мог бы стать для Китая чем-то вроде бизнес-инкубатора, дающего возможность предприятиям китайского происхождения утвердиться здесь и окрепнуть, освоить европейский опыт, а затем уже направляться дальше, в Западную Европу.
Что же нужно Китаю для того, чтобы Таллинн стал для фирм этой державы экспортным инкубатором на европейском направлении? Необходимы логистическая опора, китайскоязычная среда обслуживания, хорошие каналы и подходы для дальнейшего движения в Европу, квалифицированная и мотивированная рабочая сила, обслуживающая на хорошем уровне финансовая среда, эффективное и содержательное публичное администрирование, хорошая среда обитания, развитая система гостиниц и инфраструктура по обслуживанию туристов. Но прежде всего - политическая готовность работать в этой нише.
Таллиннцам – китайский язык!
Вероятно, самым слабым местом в становлении Таллинна как экспортного инкубатора китайских фирм на европейском направлении является весьма слабое знание китайского языка. В то же время овладение языком не столь уж невероятно, а китайский язык относится к тем, роль которых в мировой экономике в ближайшие десятилетия возрастет многократно. Таким образом пропагандируя и содействуя интенсивному изучению в Эстонии китайского языка, мы создаем хорошие предпосылки для обслуживания китайской экономики и тем самым подготовим своих людей к жизни в быстро меняющемся экономическом мире планеты.
Какие предприятия могли бы стать основными клиентами китайского экспортного инкубатора? Крупные китайские концерны уже давно утвердились в Европе, а если и нет, то с большой долей вероятности им аэродром подскока в Таллинне не нужен. Зато мы могли бы пригодиться мелким и средним китайским фирмам. Им нужны льготные условия и упрощенные процедуры, чтобы легче приспособиться к жестким требованиям европейского рынка.
Если бы нам реально удалось создать благоприятную среду для мелких китайских фирм, облегчая им путь в Европу, то Китай как государство не остался бы перед нами в долгу. С одной стороны, мы обрели бы обширную клиентуру в лице мелких китайских фирм, а с другой – наши предприятия и продукция наверняка могли бы рассчитывать на дружеский прием в Китае. И все это при поддержке китайского правительства, ведь при такого рода сделках действует правило: если мы помогаем им, то и они помогают нам.
С чего же надо конкретно начинать, чтобы уже в ближайшее время добиться смягчения у нас экономического кризиса? Какие-то предварительные шаги уже сделаны. О Китае много говорится. С китайцами обсуждалось привлечение порта Нингпо к осуществлению проекта контейнерного терминала. Целевое учреждение по развитию предпринимательства открыло свое представительство в Китае. В Эстонии уже многие годы обучаются китайские студенты. Наши представители и туристы постоянно бывают в Китае. Но все эти шаги пока, к сожалению, не привели к нам китайских предпринимателей и не открыли тамошние рынки для наших товаров и услуг.