... а русские за массовые репрессии? Мы
пока не знаем этого, но в Эстонии может произойти историческое событие, акция:
«Примиримся!», цель которой помирить русских и эстонцев в стране.
Генератор этой идеи уже известный общественности по акциям сбора мусора «Сделаем!» и мозговому штурму - Райнер Нылвак. «Нужно задуматься, что мы можем вместе сделать 1 мая. Первые реакции в национальных отношениях на это мероприятие положительные, первая рабочая комната для развития темы определена», - сказал он в интервью Eesti Paevaleht.
Он считает, что если то, что тяготит душу, прямо высказать, то это дойдёт до людей.
Пока ещё не ясно, кто с кем и каким образом должен помириться-договориться, но, по мнению Нылвака, готовность к этому есть со стороны обоих народов. «В воскресенье мы сажали деревья в Ласнамяэ, три четверти из присутствовавших были русские. Конфликта не было», - приводит он пример.
Статья продолжается после рекламы
Нылвак сказал, что его бабушку и дедушку вывезли в Сибирь, отец отсидел 10 лет в тюрьме, забрали дома. Такую несправедливость пережили многие, но стоит ли из-за этого истекать желчью? Говорить своим детям и внукам, что русские – свиньи и подлецы? В этом что, счастье?», - задаёт вопросы Нылвак.
Нылвак говорит, что русские чувствуют, что варятся в Эстонии в своём соку, они чувствуют себя отторгнутыми.
«Примирение может произойти разными способами, но центральной процедурой этого процесса не должно быть поклонение. Также мы не будем готовить и танец примирения. Но мы объединим людей через сотни мелких реальных дел, которые станут основой для изменений», - сказал Нылвак.
Если эстонцы попросят у русских прощение за Бронзовую ночь, попросят ли русские у эстонцев прощения за массовые репрессии?
По словам Нылвака, христианская культура показывает, что тяжело идти вперёд, если не умеешь прощать. «У нас происходит так, что кто-то первый должен попросить прощения, так как он первый бросил песок в глаза…Да, некоторые вещи делают нам очень больно, но здесь и надо научиться прощать и начинать надо с себя. Иначе, это будет грызть душу. Прощение не идёт через других, а только через собственную душу», - сказал Нылвак.
Но не будет ли и дальше щемить на душе? Ведь можно сажать деревья вместе и не говорить о Бронзовой ночи. А от такого примирения нет пользы.
«Когда мы собирали в Нарве мусор, я сказал: ребята, давайте вначале решим Бронзовый вопрос. У нас в команде был один русский, который признался, как больно ему было в Бронзовую ночь. Его дедушка погиб в Германии, освобождая Европу от фашизма. Бронзовый солдат был для него символом деда и вдруг это забрали…Думали ли мы об этом?», - вспоминает Нылвак, добавляя, что русским с эстонцами просто необходимо общаться.
По словам Нылвака, мероприятие 1 мая должно уместиться в рамки одного дня. Цель – собрать как можно больше людей, особенно молодого поколения, которые уже говорят по эстонски и хотят что-то делать вместе с эстонцами.
Статья продолжается после рекламы
«Нет смысла говорить, что время лечит раны, для этого должно пройти 500 лет. Нет смысла отрицать и наличие проблемы. Акция «Примиримся!» - это лишь начало диалога», - говорит Нылвак.
Нылвак приводит простой пример, когда русские и эстонцы не общаются: он спросил у эстонца, утверждающего, что тот всё знает о русских, сколько русских он приглашает к себе на день рождение, а в ответ …тишина.
В заключении Нылвак признал, что он пока ещё точно не знает, что будет происходить 1 мая, но если не мечтать, то ничего и не произойдёт.
Autor: dv.ee Istsenko Olga
Похожие статьи
Российский государственный Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, оказал одному из организаторов событий «бронзовой ночи» финансовую поддержку, чтобы тот смог возместить нанесенный эстонскому государству ущерб.
Юри Луйк, уверен, что Эстония является одной из стран, где крупный бизнес не оказывает влияния на политику.
Синдром сухого глаза (ССГ) — это многофакторное хроническое заболевание, при котором нарушается стабильность слёзной плёнки. Она слишком быстро испаряется и перестаёт защищать поверхность глаза, что приводит к воспалению, раздражению, повреждению роговицы и нервных окончаний. Об этом рассказала Анастасия Марышева, оптометрист из Kreutzwald Silmakeskus Kuiva Silma Kliinik, в подкасте «Tervisетark».