На основе анализа экономического роста на саммите руководителей стран Европейского союза в марте формулируются основные направления экономической политики, которые берутся во внимание странами-участницами при разработке национальных программ (программы стабильности и конвергенции, национальные программы реформ, такие как «Эстония 2020») и предоставляются ими в апреле.
Отчет механизма выявления нарушений, в свою очередь, запускает процедуру макроэкономического дисбаланса (Macroeconomic Imbalance Procedure, MIP). Эта процедура была создана для того, чтобы выявить и соответственно отреагировать на дисбалансы, которые могут препятствовать эффективному функционированию экономик стран – членов Европейского союза или еврозоны.
Комиссия основывается в этом отчете на данных таблицы индикаторов, характеризующих показатели макроэкономики и рынков труда, и решает на основе экономического толкования этих показателей, имеется ли основание для составления в отношении конкретной страны углубленного анализа (In-depth Review, IDR). Целью углубленного анализа является выяснение того, имеет ли место у страны бюджетный дисбаланс, и если да, то каков его размер, является ли он избыточным. При наличии избыточного дисбаланса Комиссия имеет право начать в отношении данной страны еврозоны производство, целью которого является ужесточение надзора и ликвидация с помощью программ коррекции чрезмерного дисбаланса.
В первый год применения процедур по макроэкономическому дисбалансу, то есть в 2013 году, была детально проанализирована ситуация в 12 странах-участницах, где было установлено наличие дисбаланса. В 2014 году Комиссия составила 17 IDR, из которых в 14 случаях установлено наличие дисбаланса. В отношении Дании, Мальты и Люксембурга Комиссия пришла к заключению, что дисбалансы были достаточно снижены или что их нет в значении процедуры MIP. Но при проведении углубленного анализа в 2015 году обнаружилось, что во всех 16 более детально проанализированных странах имеется дисбаланс.
Комиссия классифицирует дисбалансы в соответствии с их серьезностью и существенностью, при этом такие дисбалансы, которые могут привести к запуску процедуры коррекции чрезмерных дисбалансов, в течение этих лет ни в одной стране обнаружены не были. На основе углубленных анализов в 2015 году установлено, что чрезмерные дисбалансы, которые требуют срочной и резолютивной политической реакции, наличествуют в Болгарии, Франции, Хорватии, Италии и Португалии. Дисбалансы, не являющиеся чрезмерными, но требующие внимательного отслеживания и серьезного политического реагирования, установлены в экономиках Испании, Ирландии и Словении. Дисбалансы Германии и Венгрии также нуждаются, согласно углубленному анализу, в решительном вмешательстве.
В отношении Бельгии, Голландии, Румынии, Швеции, Финляндии и Великобритании Комиссия обнаружила дисбалансы, которые требуют дальнейшего мониторинга и направленной на корректировки политики.
При этом уместно спросить, почему при общем улучшении экономической ситуации число стран, включаемых в процедуру, не уменьшается, а наоборот? Одной из причин этого является характер и скорость проходящей адаптации – улучшение показателей, конечно, происходит (дефицит по счету текущих операций уменьшился везде, также улучшилась конкурентоспособность по затратам), но высокий уровень задолженности частного и правительственного секторов, а также внешних обязательств по-прежнему остается сдерживающим развитие фактором, и в этой части адаптация требует времени. В число рассматриваемых стран добавились в последние годы такие, чьи дефициты по счету текущих операций резко выросли (Германия и Голландия). Помимо этого, причиной пребывания многих стран в рассматриваемой процедуре является также то, что выход из процедуры требует, в свою очередь, проведения нового углубленного анализа, на основе которого можно сделать вывод о том, что дисбаланс снизился.
Следующим по времени шагом является составление в феврале Комиссией рапортов, где подробно анализируется экономическая ситуация страны, а также составленные в соответствии с рапортом механизма выявления нарушений углубленные анализы. Представленные там выводы и рекомендации также являются основанием для составления национальных программ и для реагирования соответствующими политическими методами на указанные проблемы.