Зрелище вы обеспечили. Где хлеб?

    Олеся Лагашина.Фото: Andras Kralla

    Идеальный депутат Рийгикогу умеет одновременно принимать госбюджет, спать, заправляться несколькими видами топлива, встречаться с избирателями по другую сторону экватора, организовывать за счет налогоплательщиков корпоратив, собирая на него деньги соратников по партии, получать компенсацию за аренду жилья по несуществующему адресу и выражать крайнюю озабоченность в связи с происходящим в мире вообще и политической культуре в частности. Говорят, что некоторым когда-то даже удавалось при этом водить такси.

    «Понятно, что идет атака, но за что, вот в чем вопрос? То он на работе и на заправке одновременно... И что? Его коллеги так же работают», – отреагировала пользовательница соцсети на историю о злоключениях Калле Грюнталя, преследуемого настырным журналистом в пустынных лабиринтах Рийгикогу.
    Равнодушие, которое в данном случае сродни сочувствию, впечатляет. Вот бюджетные деньги, которые разлетаются направо и налево на народных избранников, а вот народ, которому указывают на весьма сомнительные статьи расходов, за его, народа, счет. И он даже не безмолвствует, а как будто одобряет, воспринимая проштрафившегося депутата чуть ли не как жертву политического преследования.
    Ничего, что использование топливных карт было проверено у представителей разных политических сил. Всем известно: если на откровенном жульничестве попался колоритный представитель оппозиции, следует винить в этом глубинное государство, ангажированность прессы и происки инопланетян.
    Другое дело, что и коалиционные политики отчасти способствовали такому снисходительному отношению. Когда Мартин Хельме заявляет, что премьер-министр Кая Каллас могла бы поучиться у Грюнталя политической ответственности, в этом есть зерно истины.
    Да, в отличие от вышедшего из партии (но пока не покинувшего парламент) Грюнталя, в действиях и высказываниях премьер-министра нет ничего такого, что квалифицировалось бы как нарушение закона, в то время как против политика из EKRE прокуратура возбудила уголовное дело. Это большая разница. Однако у значительной части населения, недовольной и усугубляющимся экономическим кризисом, и предстоящим повышением налогов, и нарушением предвыборных обещаний, и тем, что к членам семьи премьер-министра предъявляются не те стандарты, что по отношению к простым смертным, это вызывает ощущение попранной справедливости. И это будет еще долго аукаться правящей коалиции.
    «Если можно так, почему нельзя Грюнталю?» – очевидно, так должна строиться логика людей, которых нынешняя эстонская политика не устраивает в принципе. Это опасная логика, которая в конечном итоге привела бы нас к разворованному государству, где между госбюджетом и кошельком госслужащего нет никакой перегородки. Такие государства существуют, но как правило плохо кончают.
    Порочность такой логики вынуждены понимать и в самой EKRE, представители которой по мере раскручивания скандала сменили пластинку о медиакампании с целью дискредитации. Теперь они предпочитают подчеркивать, что парламентская фракция консерваторов единодушно исключила Калле Грюнталя из своих рядов, выразив возмущение очевидным злоупотреблением.
    Есть и другая логика, которая подсказывает, что кризис – подходящее время для сокращения тех расходов, которые не поддерживают производящую экономику и перспективные инновации. К их числу, безусловно, относятся расходы на содержание госаппарата.
    Госсектор ничего не производит, но в отличие от остальных растет.
    Достаточно взглянуть на данные Банка Эстонии, чтобы понять: хотя министерства и анонсировали сокращения в своих сферах ответственности, в стране происходит ровно противоположное, по сравнению с остальными занятость растет как раз в госсекторе. И не только за счет образования и здравоохранения, где действительно давно существует кадровый дефицит, но и за счет администрации. И судя по тем перспективам, которые рисуют нам предприниматели, такими темпами нам скоро нечего будет администрировать.
    На этом фоне народные избранники, выжимающие последнее из дозволенного и покушающиеся на неположенное, сладко дремлющие, а то и вовсе отсутствующие на заседании парламента, в то время как их приятели доблестно разносят буфет Рийгикогу, выглядят как ненужный расход, подлежащий сокращению. Хотя бы за счет компенсаций. Зрелища – это хорошо, когда полны закрома. Хотелось бы, чтобы кто-то думал о хлебе. И не только о своем.
  • Самое читаемое
Статьи по теме
Все статьи по теме

Страны ОПЕК+ достигли соглашения о сокращении добычи нефти
Накануне на встрече представителей стран ОПЕК+ была достигнута принципиальная договоренность о сокращении добычи нефти на 1 миллион баррелей в сутки. Соглашение теперь будет поставлено на голосование, сообщает Bloomberg.
Накануне на встрече представителей стран ОПЕК+ была достигнута принципиальная договоренность о сокращении добычи нефти на 1 миллион баррелей в сутки. Соглашение теперь будет поставлено на голосование, сообщает Bloomberg.
Экономист: процентные ставки достигли пика. Когда начнется снижение?
Процентные ставки Европейского центрального банка достигли самого высокого уровня с 1999 года. Однако экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш считает, что вскоре ставки начнут снижаться.
Процентные ставки Европейского центрального банка достигли самого высокого уровня с 1999 года. Однако экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш считает, что вскоре ставки начнут снижаться.
«Россия давала приличную часть нашего дохода. Но чтобы выжить, надо соблюдать законы»
Гость нового выпуска «Деловых людей» – Виталий Дюков, генеральный директор Таллиннского электротехнического завода Estel.
Гость нового выпуска «Деловых людей» – Виталий Дюков, генеральный директор Таллиннского электротехнического завода Estel.